Батурин Роман Александрович (1896-?)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Сентябрь 2014 20:07

 43862_1000.jpg
Батурин Роман Александрович(1896-?)

Родился 18 ноября 1896 года. Из граждан г. Оренбурга. Окончил Оренбургское реальное училище. На службе в армии с 1.08.1914 г. Окончил Константиновское артиллерийское училище. Присвоен чин прапорщика 14.05.1915 г. С 20 мая 1915 г. – слушатель Гатчинской военной авиационной школы летчиков. Подпоручик с августа 1915 г. Военный летчик с 8.02.1916 г. После окончания Гатчинской авиашколы 21.02.1916 г. направлен на формирование морского корпусного авиаотряда имени Петра Великого в г. Ревель. С 1 августа 1916 г – летчик 24 корпусного авиаотряда. На Юго-Западном и Западном фронтах Первой Мировой войны с 21 июля по 2 ноября 1916 года. Ранен в боевом вылете 4.08.1916 г. 2.11.1916 г. направлен в Севастопольскую военно-авиационную школу для переучивания на аэроплан «Морис Фарман». Поручик с 1917 г. С 15 ноября 1917 г. - командир 24 корпусного авиаотряда. Еще дважды ранен (21.02.1917, 9.07.1917). За боевые подвиги награжден орденами Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (15.10.1915), Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (29.08.1916), Святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом (12.01.1917), Георгиевским крестом 4-й степени с пальмовой ветвью (08.1917), Георгиевским крестом 3-й степени с пальмовой ветвью (17.09.1917).

Во время Гражданской войны – в Белой Армии. По приказу Командующего Оренбургским фронтом 8 июля 1918 г. отправился в г. Самару для формирования 1 авиаотряда Оренбургского казачьего войска (ОКВ). Командир 1 авиаотряда ОКВ (19.07.1918 – 25.03.1919; с 8.10.1918 – 10 Оренбургский авиаотряд, затем 10 авиаотряд). С отрядом прибыл в Оренбург 1 сентября 1918 г. (Приказ ОКВ № 245). Зачислен сотником в Оренбургское казачье войско (УВП № 292 от 10.10.1918). С 8 сентября по 15 ноября 1918 г. совершил 3 боевых полета с налетом 5 часов 05 минут, ранен в боевом вылете 8.09.1918. В распоряжении начальника Воздушного флота при Верховном Главнокомандующем с 25 марта 1919 г. В резерве чинов при штабе Омского военного округа с 17 июля по 8 августа 1919 г. Штабс-капитан с 10.07.1919 г. Назначен на должность летчика в Маньчжурский авиаотряд 6.09.1919 г. С 4.10.1919 г. – заведующий аэродромом и ангарами Центральных авиамастерских. Капитан с 21.10.1919 г.

Временной промежуток с 1920 по 1924 г. в биографии Р.А.Батурина нам пока неизвестен. А с 1925 года вот такой поворот судьбы:

В 1924 году Красноярской городской конференцией ОДВФ было вынесено пожелание о приобретении для г. Красноярска учебного аэроплана «Красноярец» собрав на его покупку необходимую сумму. Прозвучал лозунг: «Все за работу! Даешь «Красноярец»! 13.12.1924 г. Гублетом получено сообщение из Сиблета о высылке на Енисейскую губернию одного самолета. Самолет обещали прислать в конце декабря или в первых числах января для учебных занятий членов планерных кружков, обществ и членов друзей авиации. В начале мая 1925 года в Красноярск специальным вагоном прибыл, купленный на собранные трудящимися города средства, самолет. Первый самолет в собственности города (английской марки «Сопвич») получил соответствующее имя – «Красноярец». Возникла проблема с летным экипажем. В Сиблете было сказано искать летчика своими силами. А в Красноярске в это время в Енгосторге работал Роман Александрович Батурин, бывший военный летчик царской и белой армии, участник Первой мировой войны, четырежды раненный авиатор с большим опытом летной работы (естественно для того времени не рекламировавший этот период своей жизни). Как информация о Батурине попала в Енисейский Гублет можно только догадываться. Уговорили активисты ОДВФ Романа Александровича вернуться в авиацию. Да и какой пилот отказался бы от этого?

В августе 1925 г. летчик Батурин ездил в г. Новониколаевск для прохождения испытания на звание гражданского пилота. Испытание Батурин выдержал и начал готовиться к полету по уездам. Первый агитационный облет было решено провести по южным районам Енисейской губернии. Облет прошел очень успешно.

Зимой 1925-1926 г. «Красноярец» не летал, находился в ремонте.

ОДВФ начало планировать полеты на Север. В январе 1926 г. летчик Сиблета в г. Новониколаевске (ныне Новосибирске) Николай Мартынович Иеске сообщил красноярскому пилоту Батурину что пробный перелет в Туруханский край возможно будет совершить в начале марта 1926 г. причем передовым пойдет Батурин. Иеске предложил Батурину озаботиться подготовкой для пробного перелета бензина, масла и спирта. Летчик Батурин был назначен начальником базы по подготовке к перелету. Планы поменялись и в Туруханский край полетел Виктор Львович Галышев на самолете Ю-13 «Моссовет». Батурин занимался подготовкой посадочных площадок по маршруту перелета.

Летом 1926 году губернским советом осоавиахима было принято решение о продолжении агитационных полетов самолета «Красноярец» по территории Енисейской губернии. Планировались агитоблеты по Красноярскому, Канскому и Ачинскому округам, а также в Енисейский район. Не смотря на запрет эксплуатации самолетов «Сопвич», в конце сентября 1926 г. полеты «Красноярца» возобновились, но, к сожалению, в 1926 году полеты продолжались недолго, так как руководство Сибавиахима за свое разрешение на эксплуатацию красноярского Сопвича при запрете по всей стране получило из Москвы строгое указание о немедленном прекращении полетов самолетов марки Сопвич. И 19.10.1926 г. по распоряжению Сибавиахима самолет «Красноярец» прекратил свои полеты по округу, был разобран и поставлен в склад.

К сожалению, дальнейшая судьба пилота «Красноярца» Романа Александровича Батурина неизвестна.

© В. Филипов, Д. Рехсон
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Сентябрь 2014 20:18

© В. Филипов, Д. Рехсон пишет:Временной промежуток с 1920 по 1924 г. в биографии Р.А.Батурина нам пока неизвестен. А с 1925 года вот такой поворот судьбы:

В 1924 году Красноярской городской конференцией ОДВФ было вынесено пожелание о приобретении для г. Красноярска учебного аэроплана «Красноярец» собрав на его покупку необходимую сумму. Прозвучал лозунг: «Все за работу! Даешь «Красноярец»! 13.12.1924 г. Гублетом получено сообщение из Сиблета о высылке на Енисейскую губернию одного самолета. Самолет обещали прислать в конце декабря или в первых числах января для учебных занятий членов планерных кружков, обществ и членов друзей авиации. В начале мая 1925 года в Красноярск специальным вагоном прибыл, купленный на собранные трудящимися города средства, самолет. Первый самолет в собственности города (английской марки «Сопвич») получил соответствующее имя – «Красноярец».
Возникла проблема с летным экипажем. В Сиблете было сказано искать летчика своими силами. А в Красноярске в это время в Енгосторге работал Роман Александрович Батурин, бывший военный летчик царской и белой армии, участник Первой мировой войны, четырежды раненный авиатор с большим опытом летной работы (естественно для того времени не рекламировавший этот период своей жизни). Как информация о Батурине попала в Енисейский Гублет можно только догадываться. Уговорили активисты ОДВФ Романа Александровича вернуться в авиацию. Да и какой пилот отказался бы от этого?
В августе 1925 г. летчик Батурин ездил в г. Новониколаевск для прохождения испытания на звание гражданского пилота. Испытание Батурин выдержал и начал готовиться к полету по уездам.

Остается понять в связи с чем чествовали летчика "Юнкерса" Батурина в июле 1924 года в День Красной авиации в Новониколаевске.

Советская Сибирь, 1924, № 171(1413), 29 июля.

 Советская Сибирь, 1924, № 171 (1924-07-29) День авиации в Новониколаевске. Батурин и Маркевич.jpg
День Красной авиации в Новониколаевске.

Раннее утро. Но аэродром живет полной жизнью. Вьются красные флаги. Сверкают в блеске солнечных лучей — стальные тела самолетов. Около них суетятся красноармейцы авиаотряда. Сегодня день Красной авиации; предстоит большая работа. Несут листовки, садятся на "Юнкерс", весело смеясь. Шумит мотор. "Юнкерес" плавно и медленно поднимается в высь, навстречу яркому солнцу. За нам летит военный аэроплан. Это красноармейцы авио отряда решили ознаменовать день Красной авиации, облетать окрестные деревни и разбросать листовки и брошюры, говорящие о сегодняшнем празднике.
На аэродром к 10 часам утра приезжают представители гублета и Сиблета. Красноармейцы, авио отряда встречают и ведут их в свое общежитие.
В помещении необычайная чистота. Стены украшены флагами и зеленью. Под потолком висит мотор самолета, аэростат и модель "Юнкерса".
Красноармейцы водят тт. Громова и Архангелова по своему общежитию, рассказывая о своей работе и жизни.
На аэродроме собирается большая толпа. Продают значки, литературу. ГубВПО устроил две палатки с продажей фруктовой воды и других напитков.
В 11 час дня со стороны Закаменки показалась организованная толпа идейных шефов авио-отряда и рабочих металлургического завода "Труд".
Красноармейцы с оркестром пошли встречать шефов. Недалеко от аэродрома, на месте встречи, был устроен летучий митинг, на котором выступили с речами о смычке рабочих и красноармейцев представители авио отряда и завода "Труд".
После митинга, смешавшись в одну толпу, красноармейцы и рабочие пошли в общежитие, где было устроено торжественное заседание красноармейцев авио-отрида, рабочих и представителей: губкома РКП, губисполко-
ма ГСПС, начгара, Сиблета, гублета и крестьян из деревни Усть-Ини.
Расспрашивая представителей, красноармейцы авио отряда были очень огорчены тем, что штаб №-ой дивизии не прислал своего представителя на торжество.
В зале собралось около 500 человек.
Открывая торжественное заседание, военком авио-отряда т. Доброхотов подробно остановился на вопросе о достижениях Красной авиации.
Далее с приветствиями выступили представители: губкома РКП, губпрофсов. гублета, губисполкома и Сиблета. В речах ораторы отмечали единодушие трудящихся в укреплении ОДВФ я высказывали пожелание, что к следующему дню Красной авиации все рабочие и крестьяне должны стать членами ОДВФ.
Последним с приветствием выступил крестьянин деревни Усть-Ини Желобов.
После этого было приступлено к чествованию летчика "Юнкерса" т. Батурина и моториста: т. Маркевича.
С речами выступили секретарь Сиблета т.т. Архангелов и военком авио-отряда Доброхотов. В речах отмечались боевые заслуги как летчика, так и моториста. В заключение т.т. Батурину и Маркевичу были поднесены в подарок книги.

Затем авио-отряд и рабочие завода "Труд" обменялись наказами.
Торжественное заседание закончилось единодушным пением Интернационала, после чего шефам-рабочим был устроен обед.
Вечером, при 5-ти тысячной толпе на "Юнкерсе" были совершены полеты. В кабине рабочий, крестьянин и красноармеец.
Вечером же на аэродром пришли кружки физкультуры и устроили спортивные состязания. И только поздно вечером аэродром начал пустеть. Толпа расходилась, увешанная значками, возбужденная и весёлая.
Молот.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Октябрь 2014 20:11

© В. Филипов, Д. Рехсон пишет:Временной промежуток с 1920 по 1924 г. в биографии Р.А.Батурина нам пока неизвестен. А с 1925 года вот такой поворот судьбы: ...
... А в Красноярске в это время в Енгосторге работал Роман Александрович Батурин, ...
... В августе 1925 г. летчик Батурин ездил в г. Новониколаевск для прохождения испытания на звание гражданского пилота. Испытание Батурин выдержал и начал готовиться к полету по уездам.

Советская Сибирь, 1925, № 004 (1925-01-06)

 Советская Сибирь, 1925, № 004 (1925-01-06) Под новый год на аэродроме.jpg
Зарисовки рабкора.

Под новый год на аэродроме

Первый день нового года. Утро. Площадь аэродрома Военного городка усыпана ходячим «серым сукном», и центре которого грозно растопырив крылья стоит военный самолет.
Слышны разговоры:
— Вот это да, самолёт, не чета «Юнкерсу» ...
А почем вы знаете?..— нападают другие.
— Летчики говорили. Этот самолет сильнее «Юнкерса» в два раза. Высот полета тоже больше, хотя размах крыльев и меньше. В Новониколаевске раньше был царем «Юнкерс», а теперь этот. Он недавно прибыл. Сегодня в 6 часов будет делить пробный полет.
Зашумел пропеллер и заглушил раз-говоры, осыпав любопытных снежным бураном. Помчался самолет с быстротой 100 верст в час.
Подъем плавный и тихий. Глаза всех устремлены вверх. Интересно, как будет летать, а особенно спускаться.
Мы грешным делом думали, что спуск будет как у «Сопвича», это значит носом удариться, а не лыжами. Но сомнения наши оказались напрасными. Самолет до-сыта налетавшись, спокойно спустился. Из кабинок вылезают летчики с красными от мороза лицами, хваля красоту города сверху.
Летчик Батурин рассказывает о своем ночном полете в день Парижской коммуны.
— Вот была красота, весь город иллюминирован, красота... Хорошо летать ночью и день какого-нибудь революционного праздника. А это чего, тренировка...
Мы развесили уши, слушая Батурина.
Расходясь с аэродрома, не один из нас мечтал «летануть» хотя-бы днем!
Рабкор Кори илов.


Из заметки следует, что в начале 1925 года Батурин находился в Новониколаевске в качестве военного летчика.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение ББК-10 » 18 Февраль 2015 20:48

Советская Сибирь, 1926, № 088, 18 апреля

 Советская Сибирь, 1926, № 088 (1926-04-18) Путешествие летчика БАТУРИНА.jpg
Путешествие летчика Батурина.

ТУРУХАНСК, 17. (Соб. корр. ). Отправленный в Дудинку для завоза бензина для "Моссовета" летчик Батурин с громадными трудностями достиг Дудинки. Батурину удаюсь продвинуть туда всего десять пудов бензина.
Последний раз редактировалось ББК-10 07 Март 2015 20:01, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение ББК-10 » 18 Февраль 2015 21:00

Советская Сибирь, 1926, № 173, 30 июля.

 Советская Сибирь, 1926, № 173 (1926-07-30) летчик БАТУРИН-КРАСНОЯРЕЦ.jpg
«Красноярец» будет агитировать. Из Туруханского края прибыл комендант Туруханского аэродрома пилот Батурин. Окравиахим предложил ему готовить самолет «Красноярец» для агитполетов по Красноярскому округу. Самолет на консервацию не ставится.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение ББК-10 » 07 Март 2015 20:11

Власть труда 1927 № 011 (2116), 14 января.

 Власть труда 1927 № 011(2116) (14 янв. ) Глиссер Батурина.jpg
СООРУЖЕНИЕ БОЛЬШОГО ГЛИССЕРА

КРАСНОЯРСК, 12. Красноярский авиахим приступает к постройке двадцатипятиместного глиссера для организации срочного сообщения по рекам Туруханского края (глиссер — судно, приводимое в движение воздушным пропеллером).
Проект составлен летчиком Батуриным. Для предохранения от качки глиссер имеет двойное дно. К материальной помощи его постройки привлекаются местные организации.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение Кара » 27 Декабрь 2015 20:02

На http://enag.livejournal.com/2021.html
Полное фото Р.А.Батурина вместе с его механиком А.Ф.Потылицыным

 Батурин с механиком.jpg


На http://aviator.guru/blog/43422678258/Pe ... asnoyarske
два фото Батурина:

 Батурин 02.jpg
 Батурин 01.jpg


Ну и здесь http://arhivrh19.ru/assets/files/Doklad ... ousova.pdf
такая вот картинка

 Батурин 03.jpg
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение Кара » 11 Июнь 2017 21:01

[ Леспромхоз ] пишет:
43862_1000.jpg
Батурин Роман Александрович(1896-?)

... Штабс-капитан с 10.07.1919 г. Назначен на должность летчика в Маньчжурский авиаотряд 6.09.1919 г. С 4.10.1919 г. – заведующий аэродромом и ангарами Центральных авиамастерских. Капитан с 21.10.1919 г.

Временной промежуток с 1920 по 1924 г. в биографии Р.А.Батурина нам пока неизвестен.
...
© В. Филипов, Д. Рехсон

В январе 1920 попал в плен в Красноярском районе
http://kraevushka.livejournal.com/501166.html
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение Кара » 23 Июнь 2017 00:50

Оренбуржцам, непосредственным восточным соседям уральцев, к 1 сентября был направлен «1-й авиаотряд Оренбургского казачьего войска» под командованием поручика Р. Батурина. Отряд в октябре получил новое название — 10-й авиаотряд Оренбургского казачьего войска. 2
2 - РГВА. Ф. 40327. Оп. 1. Д. 16. Л. 154.

М. А. Хайрулин, В. С. Пешков "АВИАЦИОННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ УРАЛЬСКОЙ АРМИИ 1918-1919 гг." Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 171-179.
http://a-pesni.org/grvojna/bel/a-aviaural.php
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Батурин Роман Александрович (1896-?)

Сообщение Кара » 23 Июнь 2017 21:14

После освобождения Оренбурга от большевиков в начале июля 1918 года и признания Дутовым власти самарского комуча оренбуржцы смогли получить от Самары некоторую военную помощь. С начала августа в Самаре формировался 1-й авиационный отряд Оренбургского казачьего войска, который по распоряжению атамана Дутова возглавил военный лётчик поручик Р. А. Батурин4. Первоначально в отряде числилось 5 офицеров и 24 нижних чина5. Несмотря на название отряда, остаётся неизвестным, входили ли в его состав природные казаки. Отряд располагал всего двумя самолётами (монопланом «Моран-Парасоль» и бипланом «Вуазен») вместо положенных по штату шести.
С 9 по 14 августа поручик Батурин совершил поездку в Оренбург с целью подготовки базы для передислокации авиаотряда. Вольноопределяющимися в отряд в середине августа были зачислены его родственники Григорий и Сергей Батурины6 — возможно, служба в отряде представлялась синекурой или же поручик Батурин просто стремился держать родственников при себе.
1 сентября авиаотряд прибыл в Оренбург7. Указом Войскового правительства Оренбургского казачьего войска № 292 от 10 октября поручик Батурин был зачислен по Оренбургскому войску с переименованием в сотники8. Личный состав Оренбургского авиаотряда (с 8 октября получил новое наименование — 10-й авиаотряд) был размещён в доме Строкова на углу улицы Фельдшерской и Форштадтской площади, причём отряду предлагалось либо принять это здание, либо отказаться от него9. На 15 октября в отряде числились 11 обер-офицеров, 3 военных чиновника, 1 врач, 1 фельдшер, 7 урядников, 44 казака, 82 нестроевых нижних чина при 14 строевых и 41 обозной лошади10. Внушительное количество обозных лошадей было обусловлено необходимостью перевозки значительного авиационного имущества, а возможно, в связи со слабым развитием железных дорог в регионе, и самих аэропланов.
За весь период своего существования отряд совершил только шесть полётов. В основном, лётчикам приходилось действовать на Орском и Ташкентском фронтах. Отчаянные авиаторы, невзирая на ужасающее состояние материальной части, осуществляли над расположением противника разведку и бомбометание, сбрасывали листовки11. Было осуществлено два разведывательных полёта в районе Орска 8 сентября, полёт Оренбург — Илек 9-го октября, два полёта 26 октября (разведка и бомбометание на станции Сагарчин) и разведка с разбрасыванием прокламаций в районе станции Сагарчин 5 ноября 1918 года. Авиация не сыграла сколько-нибудь значимой роли в боевых действиях, однако пять из шести полётов сопровождались различными неисправностями, и даже в результате столь незначительной эксплуатации аппараты пришли в полный упадок. Отряд уже в ноябре оказался полностью небоеспособным в связи с аварией своего последнего самолёта. При отсутствии помощи сверху начальник отряда лично командировал лётчика А. М. Балягина в декабре 1918 года в Курган и Петропавловск за авиационным и автомобильным имуществом12. Последний возвратился лишь в разгар весны, когда оперативная обстановка уже полностью изменилась.

Биплан «Вуазен» (Voisin 3 тип LA) французского производства, состоявший с 1915 года на вооружении российских авиачастей. Предположительно на фото самолёт, принадлежавший оренбургскому авиаотряду. 1918 г.

При отступлении в феврале–марте 1919 года остатки оренбургских авиационных формирований с потерей нескольких аэропланов с неимоверными усилиями удалось эвакуировать в Троицк.
10-й отряд передал всё своё имущество во 2-й и 3-й отряды. В марте 1919-го в Троицке он был полностью переформирован, на пополнение прибыли три лётчика (кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени полковник И. А. Шангин, штабс-капитаны С. С. Астафьев и Г. И. Муромцев), отряд получил и три истребителя «Ньюпор». От прежнего отряда поручика Батурина осталось только наименование — «10-й авиационный отряд». Впрочем, после реорганизации в тылу в армию Дутова отряд возвращён не был, а отправлен в апреле эшелоном на фронт и придан III Уральскому армейскому корпусу20 Западной армии, что соответствовало общей тенденции к передаче Ставкой частей и даже соединений из Отдельной Оренбургской армии в Западную в связи с подготовкой весеннего наступления 1919 года, в котором главная роль отводилась именно Западной армии, а с мая отряд действовал при I Уфимском корпусе, совершая разведки в районе Бугуруслана и Волго-Бугульминской железной дороги. Отряд считался одним из лучших в колчаковской авиации, действовал под Уфой, препятствуя переправе 25-й стрелковой дивизии красных через реку Белую. Судя по всему, своему ранению в голову начдив 25-й Василий Иванович Чапаев был обязан лихому лётчику из 10-го авиаотряда.
По сути же, оренбургская авиация до лета 1919-го была фикцией — на бумаге существовали и сами отряды, и аппараты, однако реально эти подразделения почти не использовались. Один из руководителей антибольшевистского движения оренбургского казачества помощник атамана Дутова Генерального штаба генерал-майор И. Г. Акулинин отмечал впоследствии, что «тяжёлой артиллерии, броневых машин, не говоря уже о танках и аэропланах, у казаков совсем не было... В Оренбурге большевики оставили несколько поломанных аэропланов, к починке которых были приняты меры, но дело дальше пробных полётов не пошло из-за отсутствия исправных моторов»21. Более того, паразитарное существование отряда влекло за собой разложение — в частности, без каких-либо оправдательных документов расходовались казённые суммы 22.
Итогом действий оренбургской авиации в период с сентября 1918 года по март 1919 года были четыре боевых вылета отряда поручика Батурина, а также перелёты на другие аэродромы. Поразительно, что в период с ноября 1918 года по февраль 1919 года Ставка ничего не сделала для выведения оренбургской авиации из тяжелейшего состояния. Когда же после реорганизации весной 1919 года боевое значение 10-го авиационного отряда возросло, он был попросту изъят из армии Дутова, которая в результате этого в решающий период Оренбургской операции апреля–мая 1919 года оказалась вообще лишена авиации. Разумеется, это изъятие было сделано в целях усиления основных армий Колчака — Западной и Сибирской, но отсутствие какой-либо замены и постоянное ослабление Отдельной Оренбургской армии, также выполнявшей весьма важные задачи, не свидетельствует в пользу системности военного строительства и управления со стороны Омска.
4. РГВА. Ф. 40213. Оп. 1. Д. 2265. Л. 30.
6. Там же. Л. 40.
7. РГВА. Ф. 40327. Оп. 1. Д. 16. Л. 153 об.
8. Там же. Л. 175.
9. РГВА. Ф. 39477. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.
10. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-1912. Оп. 2. Д. 75. Л. 1 об.
11. РГВА. Ф. 39499. Оп. 1. Д. 305. Л. 27–33.
12. РГВА. Ф. 40215. Оп. 1. Д. 85. Л. 213.
20. РГВА. Ф. 39499. Оп. 1. Д. 418. Л. 238.
21. Акулинин И. Г. Оренбургское Казачье Войско в борьбе с большевиками. 1917–1920. Шанхай. 1937. С. 108.
22. Доронин Ю. П. Авиация белых армий на Восточном фронте//Белая армия. Белое дело. Исторический научно-популярный альманах (Екатеринбург). 1997. № 4. С. 63.

Андрей ГАНИН, кандидат исторических наук
Марат ХАЙРУЛИН
«НАБЛЮДАТЕЛЬ ВЫСКОЧИЛ НА КРЫЛО...»
РОДИНА 9-2007
http://orenbkazak.narod.ru/avia.pdf
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения