Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Правила форума
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 17:51

 Радиофронт 1934 г. №14 с.3.png
Радиофронт 1934 г. №14 с.3

БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ МИНУВШИЕ ДНИ

Э.Креннель у московских коротковолновиков
Каждый ,раз после очередного полярного похода или зимовки Эрнест Кренкель, приезжая в Москву, собирался в „тесном кругу" со своими „соратниками по эфиру"—старейшими коротковолновиками.
Такой порядок не был нарушен и по окончании челюскинской эпопеи.
3 июля в Центральном бюро секции коротких волн Радиокомитета при ЦК ВЛКСМ собрались лучшие представители советских радиолюбителей — старейшие коротковолновики тт. Байдин, Круглов, Байкузов, Ванеев и другие — вместе с руководителями Радиокомитета и ЦБ СКВ.
Трехчасовая беседа протекала в исключительно товарищеской обстановке, где „бойцы эфира вспоминали минувшие дни" и намечали пути новой большой работы по подъему коротковолнового движения.
Выло решено прежде всего информировать „гостя* о работе советских коротковолновиков за период его отсутствия. С исключительным вниманием заслушал т. Кренкель краткое сообщение председателя ЦБ СКВ т. Байдина о работе Центрального бюро, который указал, что на сегодня мы имеем 400 действующих любительских передатчиков по Союзу и около 500 УРС, тогда как еще совсем недавно, перед началом 2-го тэста, их насчитывалось около 150, Тов. Кренкель интересовался отдельными этапами коротковолновой работы, спрашивая, существуют ли коллективные любительские рации в Москве, есть ли у коротковолновиков свой печатный орган, много ли среди коротковолновиков женщин, как удалось Круглову держать связь с „Красиным* и т. д.
РАССКАЗ КРЕНКЕЛЯ
Затем слово было предос тавлено Эрнесту Кренкелю, теплившемуся воспоминанием об организации и обеспечении радиосвязи лагеря Шмидта.
— И день рокового сжатия парохода я сообщил радиостанции Уэллена, где бессменно работала радисткой Людмила Шрадер, чтобы за нашим передатчиком следили непрерывно, не меняя настройки. Людмила успокоила, что все будет в порядке. И действительно, самоотверженная работа Л. Шрадер заслуживает исключительного одобрения. Именно она, „вывезла* на себе всю двухмесячную чрезмерную нагрузку радиостанции. Она первая, принявшая мои сигналы со льдины, и она же последняя, которой я послал последнее „цекули* (вызовы) о свертывании радиостанции. Чтобы не терять времени на ходьбу от радиостанции до жилища, которое было на порядочном расстоянии, Людмила спала здесь же на радиостанции, работая одна, так как другой радист был болен. Я подсчитал, что Людмила работала в сутки одновременно с 15 пунктами.
ПЕРВЫЕ ДНИ НА ЛЬДИНЕ
Когда произошло сжатие и пароходу был нанесен смертельный удар, я был в радиорубке и продолжал работу, которую прекратил лишь за семь минут до полного погружения „Челюскина". Своевременно был выгружен запас радиоаппаратуры и источников питания, обеспечивший работу аварийного передатчика. Когда я сошел на лед, почти все было кончено. „Челюскин" погружался. Такова уж судьба радиста—узнавать в первую очередь, а видеть в последнюю...
Первый день на льдине мы работали только на прием. Первое, что услышал я при вращении ручки реостата, когда щелчок в телефоне возвестил, что приемник в исправности, был... американский фокстрот.
Поворачиваю ручку настройк и вог слышу работу Л. Шредер. Поспешно отвечаю, однако нашу работу не слышат. Связь установили на другой день, когда удалось удлинить волну изменением антенны, измерив ее имеющимся волномером.
С этого времени лагерная радиостанция работала с исключительной исправностью.
Нагрузка на радиостанцию была громадная. Мы работали в целях экономии питания в определенные часы, как правило, с 4 час. утра до 6 час. вечера. Принимали метеобюллетени, тассовские сводки, правительственные и местные (с Уэллена и Ванкарема) радиограммы, причем самые первые новости я всегда получал от Людмилы Шрадер
Условия радиоработы на льду незавидные. Много раз наш БЧЗ размокал, приходилось его сушить и разбирать, но все же почти до последнего дня он служил исправно и только в конце его пришлось заменить вторым приемником.
Последние слова, адресованные на Уэллен, были: „снимаю передатчик,прекращаю работу*.
Э. Кренкель не мыслит свою работу вне рядов коротковолновиков.
— Это, чтобы я зимой не постучал на своем передатчике, быть не может,—говорит он.
Центральное бюро высказалось за присвоение Кренкелю позывного радиостанции „Челюскина". (РАЕМ).
А.
………………………………………………………………………………………………………
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 18:05

 Радиофронт_1934_г._№08.djvu.png
Радиофронт 1934 г. №08

ЗНАТЬ ИМЕНА ОТВАЖНЫХ РАДИСТОВ-ПОЛЯРНИКОВ!

Честь и слава героям арктической радиосвязи!
Подвиги героев Советского союза, которые сняли всех челюскинцев с пловучих льдов, потрясли весь мир. Вся страна празднует историческую победу нашей авиации.
Спасение челюскинцев — триумф советской техники.
Партия и правительство приняли все меры для того, чтобы вырвать из ледяного плена мужественных сынов нашей страны, неутомимо работающих по исследованию и освоению Арктики.
Колоссальную роль в освоении Арктики и в спасении челюскинцев сыграли радио и подлинные герои радиофронта — наши радисты тт. Кренкель, Иванов, нач. радиостанции на мысе Челюскин т. Корягин, его помощник т. Григорьев и т. Хаполайнеч на мысе Северном.
Советские полярные радисты показали пример совершенного овладения техникой и подлинного героизма
Это они в течение долгих недель и месяцев неустанно дежурили у своих радиоаппаратов, внимательно прислушиваясь к каждому шороху в эфире, к каждому сигналу.
Это они постоянно, изо дня в день, обеспечивали весь мир своевременной радиоинформацией, держали в курсе всей жизни страны челюскинцев. регулярно сообщая о ходе работ по их спасению.
Это благодаря их подлинно ударной работе радиограммы по цепи арктических радиостанций доходили до Москвы в течение нескольких часов.
Только благодаря радио челюскинцы знали, что делается по их спасению. Про помощи радио правительственная комиссия руководила работой спасательных отрядов, раскинутых по всему материку и по двум океанам.
«БЕЗ РАДИО РАБОТА АВИАЦИИ БЫЛА БЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАТРУДНЕНА,А ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ДАЖЕ НЕМЫСЛИМА»(«Правда»).
На всех боевых участках радиосвязь держали наши советские коротковолновики,прошедшие большую школу радиолюбительства.
Советские радиолюбители вправе гордиться героями радиосвязи в Арктике, своими товарищами по приемнику и ключу. Только в нашей среде могут воспитываться такие отважные, смелые кадры радистов, радиосигналами покрывающих большие расстояния Арктики.
Честь и слава старшему радисту „Челюскина- т. Кренкелю — активному коротковолновику, неустанному болельщику за судьбы радиосвязи
Пусть на примере геройской работы т. КРЕНКЕЛЯ учатся и воспитываются новые кадры советских радиолюбителей.
Имя т. КРЕНКЕЛЯ должен знать каждый радиолюбитель нашей страны.
Кренкель — представитель передовой, авангардной части нашего любительства. Прочитайте биографию радиоработы т. Кренкеля и вы увидите, какой колоссальный опыт воплощен в этом человеке, с каким упорством он продета г радио в далекую Арктику.
В 1924—25 г. он зимовал на Новой Земле, В 1927—28 г. зимовал на Маточкином Шаре, где им была установлена первая коротковолновая станция. В 1929 — 30 г. зимовка на Земле Франца-Иосифа, во время которой была установлена связь на коротких волнах с Южным полюсом (экспедицией Берда).
В 1931 г.—полет на цеппелине в Арктику. В 1932 г.— участие в историческом походе .Сибиряковаза хорошую организацию радиосвязи в котором Кренкель награжден орденом Трудового Красного знамени.
Таков боевой путь советского коротковолновика, которым гордятся сегодня все радиолюбители и все радиоработники нашей страны.
Честь и слава героям арктической радиосвязи.
Радиокомитет ЦК ВЛКСМ по ходатайству Центрального бюро Секции коротких волн присвоил т. Кренкелю звание первого коротковолновика СССР и решил выдать ему первый позывной U3AA.
Московские коротковолновики сейчас начали постройку приемо-передающей установки, которую они преподнесут Кренкелю по его приезде в Москву.
Решено также выпустить специальные „Куэселькарточки" с портретом т.Крейкеля и радиоустановкой „Челюскина".
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 18:18

 Радиофронт 1934 г. №09- 10.png
Радиофронт 1934 г. № 09-10

Новые станции для Арктики

Ленсевморпуть приступил к организации сети небольших коротковолновых радиостанций по всему Северному морскому пути. Каждая радиостанция будет обслуживаться двумя или тремя радистами. Изготовлены первые 10 таких радиостанций новой конструкции. Из этого числа 5 радиостанций в ближайшие дни будут отправлены в Ванкарем, Уэллен, Колючинскую губу и другие пункты крайнего Севера на Дальнем Востоке.

РАБОТАТЬ В АРКТИКЕ—ПОЧЕТНОЕ ДЕЛО
Месяц уже прошел с тех пор, как прекратил свое существование лагерь Шмидта. Весь мир восхищался блестящей победой советской авиации, лучшие представители которой быстро и энергично закончили спасение челюскинцев.
Отважные летчики нашей страны, мужественные челюскинцы покрыли себя неувядаемой славой борьбы и побед.
Советские радиолюбители гордятся своими „соратниками по эфиру", чьи имена известны теперь всей стране. Они чествуют своих боевых товарищей, которых президиум ЦИК СССР наряду с другими челюскинцами наградил орденом Красной звезды.
Каждый радиолюбитель сегодня знает имя старшего радиста экспедиции „Челюскина" Эрнеста Кренкеля и его соратников—тт. Иванова и Иванюка.
Радиокомитет ЦК ВЛКСМ и Комитет радиовещания при Совнаркоме СССР уже заслуженно отметили боевую деятельность радистов-полярников. Кренкелю присвоено звание первого коротковолновика СССР. Возбуждено ходатайство о присвоении станции РЦЗ в Москве имени челюскинцев, а Петропавловской станции (на Камчатке) имени Кренкеля.
В честь челюскинцев установлено три ежегодных премии по 3 тыс. руб. за выдающиеся научно-исследовательские, конструкторские и особо важные практические работы в области радио.
Блестящий пример челюскинцев и их спасателей заражает боевой отвагой нашу молодежь, кадры советского радиолюбительства. Получить орден Красной звезды для советского радиолюбителя — высокая честь, это лучшая награда за свои заслуги на радиофронте.
Работать по радиосвязи в Арктике для советского коротковолновика почетное дело. И недаром сейчас многие радиолюбители горят страстным желанием приложить свои радиосилы на Севере, подавая заявления о добровольном отъезде на боевые участки арктической радиосвязи, где требуется кроме радиознаний особая выносливость и выдержка.
ЦК ВЛКСМ посылает сто комсомольцев-добровольцев на постоянную работу в Арктику. В число этой сотни входят 24 радиотехника и 14 механиков по оборудованию радиостанций Арктики. На работу в Арктику будут отобраны лучшие из лучших радистов, всесторонне проверенные, боевые, отважные комсомольцы. И радиолюбители уже горячо откликнулись на призыв ленинского комсомола.
„Я хочу быть таким же радистом, как т. Кренкель",— пишет радиолюбитель Аржанииков изъявляяжелание поехать в Арктику. Он с 1930 г. занимается радиолюбительством. И сейчас его страстная мечта — работать на участке арктической радиосвязи.
Радист Егоров Владимир Лысенко—радиолюбитель с 1927 г., комсомолка-радиолюбительница Амалия Хазанович и много других хотят ехать в Арктику, хотят работать в суровых условиях Севера.
Лагерь Шмидта больше не существует. Но суровая Арктика осталась. Ее нужно освоить. Радио играет колоссальную роль в освоении северных районов нашей страны.
Новое пополнение боевого отряда радистов-полярников укрепит радиосвязь в Арктике, ускорит ее освоение.
ЭНТУЗИАЗМ СОВЕТСКИХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ, ИХ ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ—НА СЛУЖБУ ПОКОРЕНИЯ АРКТИКИ.
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 18:53

 Радиофронт 1935 г. №21 с.5.png
 Радиофронт 1935 г. №21 с.7.png
 Радиофронт 1935 г. №21 с.6.png
Радиофронт 1935 г. №21 с.5-7


Блестящая победа
Статья радистов «Садко» тт. Гиршевича Е. Н., Иванова С. А. и Михайлова А. А.

РАДИОРУБКА «САДКО»
Весной этого года мы были созваны в Архангельск для участия в высокоширотной экспедиции на ледоколе «Садко». Главное управление Северного морского пути составило из нас радиотехническую группу экспедиции, возглавил которую Е. Н. Гиршевич.
Мы знали, какие грандиозные задачи поставлены перед экспедицией Г. А. Ушакова, знали, какие серьезные и жесткие задания даны судовой радиовахте.
Эти трудности нас не пугали. В наших руках была первоклассная радиоаппаратура, изготовленная целиком на советских заводах из отечественных материалов. У нас был достаточный опыт арктической радиосвязи, накопленный за время многочисленных зимовок и экспедиций.
В течение месяца было закончено оборудование радиорубки.
Передающая часть радиорубки была оборудована прочно и капитально. Были установлены два коротковолновых передатчика: один типа МРК-08, другой — Nord-K мощностью в 300 W. Из длинноволновых передатчиков мы взяли устойчивый Sud-0,5 и аварийный передатчик самолетного типа.
За исключением Nord-K все передатчики были телеграфнотелефонными. Это крайне выгодно в капризных условиях полярной радиосвязи. Большое удобство создавал также Sud-U,5, оборудованный автоматическим пуском.
Оснащая свое хозяйство, мы старались учесть все случайности, которые могли произойти на трудном пути ледокола. В случае вынужденного выхода на лед мы захватили переносную длинно-коротковолновую передвижку. Она имеет ручной привод питания и поэтому носит среди полярных радистов название «вьючки». На самолете Бабушкина мы установили коротковолновую рацию. Запасными частями радиорубка была обеспечена на три года, на случай дрейфов и зимовок во льдах.
Помимо основного оборудования радиорубки в наше хозяйство вошел также радиопеленгатор и большое количество радиозондов. Мы приняли участие в пуске усилительной части на эхо-лоте — приборе для измерения морских глубин.
Приемная часть радиорубки была оборудована длинноволновыми приемниками ПД-4, ЭКЛ-5 и коротковолновыми КУБ-4 и SRQ.
Антенное устройство было построено по типу обычных судовых, т. е. Г-образная двухлучевая антенна и на коротких волнах две антенны: Маркони и вертикальный луч.
Таким образом мы располагали не только всем необходимым для радиообмена оборудованием, но и рядом подсобных радиоаппаратов, предназначенных для помощи научно-исследовательской части экспедиции.
6 июля «Садко» вышел из Архангельского порта и взял курс на Мурманск. С первого же дня мы установили круглосуточное дежурство.
Если проследить весь поход «Садко» применительно к нашим условиям, то можно различить четыре основных периода, разнохарактерных по условиям связи и проходимости коротких волн.
Первый такой период — путь от Архангельска до Баренцбура на Шпицбергене. ,

НА ПУТИ К БАРЕНЦБУРГУ
Он характеризовался усиленной оперативной работой радиорубки по приему и передаче синоптических сводок для перелета Леваневского. Метеосводки мы передавали непрерывно по 16 часов в сутки. Остальное время уходило на передачу радиограмм о наблюдениях за морем и обычный служебный радиообмен.
О размахе нашей работы по синоптике может говорить хотя бы то, что за 42 рабочих дня мы передали 151 000 слов, выраженных в пятизначных цифрах. Мы передавали эти сводки восемь раз в сутки и два раза давали прогнозы погоды.
С первых же дней работы передатчика и, как мы потом увидели, почти до конца пути основной радиообмен мы производили с Цип-Наволоком, радиостанцией на Рыбачьем полуострове. Оттуда радиограммы проходили в Мурманск и затем непосредственно в Москву. С Цип-Наволоком мы работали почти исключительно на длинных волнах.
Синоптические сводки мы принимали из Диксона, Германии, Латвии, Швеции, Норвегии, Эстонии и Франции. С Берлином и Парижем мы работали на коротких волнах, с остальными же станциями — на длинных.
В этот период Архангельск принимался нерегулярно. Также с перерывами мы слышали Югорский Шар.
Научные электрические приборы, установленные на корабле, создавали сильные помехи приему. Особенно это чувствовалось на длинноволновом диапазоне.
В Баренцбурге нам устроили радостную праздничную встречу. Все горняки вышли навстречу «Садко».
После Баренцбурга начался второй период нашего пути. Курс мы взяли на Русскую гавань.

ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ
Когда «Садко» стал обходить Шпицберген, условия приема и передачи резко ухудшились. Наступили горячие дни бесконечных вызовов, федингов, климатических помех.
Особенно тяжелые условия создались при обходе северо- западной части острова. На трое суток связь почти прервалась. Мы думаем, что причиной этому явились высокие горы на берегах Шпицбергена, таящие в себе рудные и магнитные залежи. В этот период связь мы держали только с Баренцбургом.
Интересно отметить, что когда ледокол «Красин» в 1928 г. шел по этому же маршруту вокруг Шпицбергена, радиосвязь у него также была крайне неустойчивая. Очевидно явление непроходимости радиоволн вообще свойственно в этой части Арктики.
Когда ледокол миновал Шпицберген и взял курс на Русскую гавань, связь вновь наладилась. С этого периода начинается наша постоянная (до конца пути) дуплексная работа с островом Диксон. Одновременно с этим мы продолжали также успешно работать с Цип-Наволоком и с рядом новых полярных пунктов: Маточкиным Шаром, Русской гаванью. Землей Франца-Иосифа, Мысом Желания, Баренцбургом. Связь с Архангельском также стала довольно устойчивой. Мы провели в это время опытную связь с Ленинградом, а также работали с проходящими судами («Литке», «Ермак», «Искра»),
Во время пробных полетов Леваневского и вылета его в Баренцово море мы беспрерывно вели слуховые наблюдения за работой радиостанции самолета.
После Шпицбергена были пущены первые радиозонды, в оснащении которых мы приняли самое горячее участие. Мы осуществляли настройку радиозонда и вели за ним наблюдение в рубке.
Всего за время пути был выпущен 21 радиозонд. Радиозонды достигли 19 500 м, исследовав воздушные течения стратосферы. Слышимость радиозонда на его предельной высоте достигала г-5.
После возвращения самолета Леваневского обратно на материк и как потом выяснилось, перенесения этого полета на будущий год синоптику мы стали передавать и принимать в значительно меньшем об’еме. Работа пошла по линии передачи научных наблюдений и оперативного радиообмена, но круглосуточную радиовахту пришлось продолжать и в дальнейшем.
После выхода из Русской гавани ледокол взял курс к острову Визе. Здесь начался наиболее трудный переход к неисследованным местам Арктики, в таинственные «высокие широты».
В нашей работе это был третий период.

НА 82° СЕВЕРНОЙ ШИРОТЫ
Картина связи вновь меняется. Попрежнему устойчивая ра- диосвязь наблюдается только с Диксоном и Цип-Наводоком.
После прохода Земли Франца-Иосифа устойчивая радиосвязь наладилась с радиостанциями восточного сектора Северного морского пути. Мы работали с Хабаровским аэропортом, с Омском, причем слышали их до г-5. Характерно отмеТить, что связь на длинных волнах в этот период была надежной только утром.
Пробираясь сквозь льды все дальше и дальше, к высоким широтам, « С а д к о » достиг наконец 82° 37' северной широты. Этим был установлен мировой рекорд свободного плавания судна в высоких широтах.
На этом решающем участке пути мы производили прекрасный радиообмен с Диксоном, Архангельском и Цип-Наволоком. Чтобы избежать всех судовых помех, мы работали с Цнп-Наволоком на длинных волнах. Он — на 935 м, мы — на 928 м.
Начался обратный путь ледокола и четвертый период нашей работы.

НА ОБРАТНОМ ПУТИ
Этот период охарактеризовался установлением постоянной связи с Москвой. Мы провели прямые разговоры на ключе с «Известиями» и «Правдой». Начальник экспедиции Г. А. Ушаков отвечал из радиорубки «Садко» на вопросы, задаваемые редакцией «Правды».
Телефонные переговоры по обмену опытом научной работы производили мы и с ледоколом «Сибиряков».
На Новой Земле состоялась радостная встреча трех ледоколов: «Садко», «Литке» и «Сибирякова». На «Сибирякове» прибыл Отто Юльевич Шмидт, который посетил нашу радиорубку и живо интересовался результатами судового радиообмена. В заключение Отто Юльевич отметил нашу работу я сказал, что в дни подготовки перелета Леваневского все внимание Москвы было устремлено главным образом иа те синоптические сводки и прогнозы погоды, которые передавал «Садко».
Ледокол двинулся к Архангельску. При входе в Северную Двину мы в последний раз выключили передатчик. Экспедиция «Садко» была закончена.
РЕКОРДНЫЙ РАДИООБМЕН
Еще ни в одной экспедиции радиообмен не имел таких громадных размеров, как на «Сад-
ко».
За 72 рабочих дня мы приняли 3 450 радиограмм, насчитывающих 163 351 слово. Если же прибавить к этому еще передачу синоптики, то общий радиообмен выразится внушительной цифрой: 314 351 слово.
Значит в сутки мы передавали и принимали 4 490 слов! Это неслыханная цифра в практике судового радиообмена, которую мы смогли выдержать только в результате того исключительно заботливого отношения к поставленным заданиям, неустанной борьбы за их выполнение.
Что характерно было в нашей экспедиции по линии изучения условий арктической радиосвязи?
Мы вывели два очень важных заключения: во-первых,
при минимуме 0,5 квт мощности на волнах от 25 до 60 м без наличия каких-либо посторонних помех можно держать всегда устойчивую связь с материком.
Во-вторых, мы пришли к глубокому убеждению, что связь в Арктике должна быть обязательно комбинированной. Арктические условия приема в большинстве случаев требуют работы и на длинных и на коротких волнах.
Из экспедиции мы вынесли новый богатый опыт освоения арктической радиосвязи, накопили ценнейший материал по изучению условий прохождения коротких волн.
Особенно благодарны мы коллективам радистов Цип-Наволока и Диксона, обеспечивших постоянный, устойчивый радиообмен с ледоколом и быстрейшее прохождение наших радиограмм в Москву. Самоотверженно, не жалея сил, работали начальник радиостанции на Диксоне т. Ходов и весь его коллектив, а также радисты Цип-Наволока тт. Тюрин. Рылов, Торговец.
Славный поход «Садко» закончен. Возвратились и мы на Большую Землю, чтобы отдохнуть, подучиться и подготовиться к новой работе в Арктике.
По первому зову Главсевморпути мы вновь займем радиорубку «Садко» в его вторичном походе в восточный сектор Арктики в 1936 г.

Наше радио должно быть лучшим в мире

Работая на самолетах во всевозможных экспедициях на Севере в течение 10 лет, я пришел к выводу, что радиосвязь в экспедициях играет зачастую решающую роль. Особенно громадную помощь оказывает радио пилотам в полетах на большие расстояния: при выборе маршрута и во время самого полета.
Я не буду перечислять всех тех удобств, которое дает радио авиации, об этом уже неоднократно писалось в печати. Я хочу только указать на два примера, когда радиосвязь показала, какую решающую роль она может играть. Первый случай был в 1928 г., когда произошла авария дирижабля «Италия», и второй —во время гибели парохода «Челюскин».
В том и другом случае радио помогло найти людей и спасти их.
Вот эти два примера сами говорят о том, какой ответственный участок отведен радиосвязи в деле освоения и изучения Арктики. А сколько интересных статей и рассказов о советских экспедициях и победоносном большевистском наступлении на Арктику попадает в газеты и журналы при помощи радио из далекого Севера.
У нас есть наше советское радио — оно должно быть лучшим в миреI С его помощью мы будем говорить на весь мир о гигантском росте советской социалистической культуры.

Летчик Бабушкин
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 19:29

 Радиофронт 1935 г. №21 с.8.png
Радиофронт 1935 г. №21 с.8

„СЕРДЦЕ ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИИ"

Радиосвязь на ледоколе „Садко" явилась полноценным оперативным средством быстрейшего приема и передачи синоптических сводок и устойчивого радиообмена с материком.
Сделанная целиком на наших заводах из отечественных материалов аппаратура радиорубки „Садко" блестяще оправдала наши надежды и обеспечила бесперебойную радиослужбу экспедиции. За все время пути радиостанция работала без аварий.
Ни в одной экспедиции радиообмен не достигал столь внушительной цифры, как на „Садко". Наша радиорубка с момента выхода ледокола из Архангельска и до конца пути несла круглосуточную радиовахту. Такое жесткое задание было продиктовано громадной подготовительной работой, которая предшествовала полету Леваневского.
Арктика уже воспитала десятки опытных самоотверженных радистов. Трое из них заняли радиорубку „Садко". Испытанный орденоносный радист т. Гиршевич, челюскинец т. Иванов и старый полярный радист т. Михайлов блестяще справились со своей работой и полностью подчинили судовую радиовахту общим целям и задачам экспедиции.
Нельзя не отметить также коллективы радистов Цип-Наволока и Диксона, обеспечивших четкое и быстрое прохождение радиограмм с „Садко“.
Поистине можно сказать, что радиорубка ледокола была сердцем всей оперативной работы экспедиции.
Начальник экспедиции на ледоколе «Садко»
Г. А. Ушаков


Радисты „Садко"

Старший радист „Садко“ Евгений Николаевич Гиршевич впервые зимовал в 1920/21 г. на Канином Носе. В 1925/26 г. новая зимовка на острове Моржовец. Затем —многочисленные плавании на судах Морфлота в должности радиста и участие в четырех зверобойных кампаниях.
В 1928 г. т. Гиршевич отправился старшим радистом ледокола «Седов» на поиски Амундсена. В 1929 г. — постройка радиостанции на Земле Франца-Иосифа. В 1930 г. — экспедиция с т. Шмидтом на „Седове» и постройка новой радиостанции на островах Каменева.
В 1932 г. т. Гершевич совершил знаменитый переход на «Сибирякове», за что и был награжден орденом Трудового красного знамени. В 1933 г. новое плавание на „Сибирякове» для смены зимовщиков мыса Челюскин.
В 1933/34 г. т. Гиршевич работал начальником радиосвязи Архангельского участка Северного морского пути. Зв отличную работу по обслуживанию кампании спасения челюскинцев он получил грамоту ЦИК.
Второй радист „Садко" Серафим Александрович Иванов начал работу в Арктике с зимовки на Маточкином Шаре в 1931/32 г.
В 1933 г. он совершил поход на „Челюскине"» за что и был награжден орденом Красной звезды. Немедленно после снятия челюскинцев со льдины он совершал перелет на самолете на остров Врангеля, где установил новую радиостанцию.
В 1935 г. он вместе с героем Советского союза М.Водопьяновым совершил перелет Мотива—Мыс Шмидта.
Третий радист «Садко» Александр Александрович Михайлов начал работать в Арктике еще в 1918 г., участвуя в плавании на гидрографическом судне.
В 1923—1925 гг.— зимовка в Усть- Енисейском порту. С 1925 по 1929 г.—зимовка на острове Диксон.
В 1922 г.—строительство радиостанции на острове Белом. В 1934 г.—работа на радиостанции Диксон. За обслуживание радиосвязью „Челюскина“ награжден грамотой ЦИК.
В 1935 г.—экспедиция на «Садко».
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 19:54

 Радиофронт 1935 г. №21 с.10.png
 Радиофронт 1935 г. №21 с.9.png
Радиофронт 1935 г. №21 с.9-10
В БОРЬБЕ С ПОЛЯРНОЙ СТИХИЕЙ
Героическая история завоевания и освоения советской Арктики неразрывно связана с укреплением и ростом арктической радиосвязи.
На всех зимовках, во всех экспедициях незаменимым помощником исследовательских экспедиций является радиосвязь. Радисты стали нужными и почетными членами полярного коллектива. Они держат радиовахту службы погоды, продвижения льдов, гидрографических наблюдений. Они связывают самые отдаленные уголки Арктики с внешним миром, они указывают направление самолетам и путь кораблям.
В этом году часть зимовщиков возвратилась с зимовок 1934/35 г. Их места заняли новые отряды отважных исследователей.
Ниже мы печатаем рассказы о радистах Арктики, вернувшихся на Большую Землю — старшем радиотехнике Маточкиного Шара И. К. ДУШКИНЕ, радисте Нового Порта Б. Г. БАЗУЛИНЕ и старшем радиотехнике острова Уединения Н. Д БОЛЬШАКОВЕ.

Узкий и длинный пролив, ведущий из Баренцова моря в Карское, отделяет северный н южный острова Новой Земли. Пролив этот носит название Маточкина Шара.
На самом берегу пролива расположились деревянные строения зимовки. Далеко в море видна 60-м мачта радиостанции.
Сюда в июне прошлого года прибыла новая партия зимовщиков — метеорологов, механиков, радистов. Короткое прощание, последний гудок ледокола я люди остались одни.
Радиорубку зимовки заняли три радиста. Все они пришли в Арктику разными путями, но с одной целью: овладеть техникой полярной радиосвязи, наладить четкий радиообмен, с честью выполнить правительственные задания.
Двое из них впервые зимуют в Арктике. Радиолюбительская семья воспитала радиста Беляева. В Черноморском флоте получил свои радиознания Иосиф Новорудский. Обоих тянуло в Арктику и мечты их сбылись.
Иными путями пришел па Маточкин Шар старший радиотехник зимовки Иван Кузьмич Душкин. Для него Арктика — родная стихия. Он уже привык к неожиданным капризам великой полярной страны, к ее изменчивым ветрам и неистовым шквалам, он до тонкости изучил своеобразную природу и суровый быт полярных зимовок.
Около трех лет держал Иван Душкин радиосвязь иа мысе Уэллен. Ои проследил у ключа весь героический рейс «Сибирякова», он поддерживал с ним единственную связь во время аварии ледокола.
Прямой преемницей Душкина на Уэллеие была Людмила Шрадер. Как мы знаем, во время челюскинской эпопеи она также с честью поддержала высокое звание советского полярного радиста.
Пути трех радистов сошлись на Маточкином Шаре. Наступили дии дружной работы, преодоления препятствий и трудностей, борьбы за быстрый н четкий радиообмен.

УСИЛИЯМИ КОЛЛЕКТИВА
Собственно работа началась еще в пути. Достигнув мыса Желания, радисты помогли оборудовать на нем радиостанцию и смонтировали рейдовый передатчик.
В Арктике есть свои законы и обычаи. Нельзя труд на зимовке разделить так, как разделяют его на материке. Поэтому зачастую научные работники при общем аврале работают наравне со строительными рабочими.
Монтаж радиостанции — это тот же аврал, первоочередная задача зимовщиков.
Радиостанцию на Маточкином Шаре устанавливали всем коллективом. Кипела горячая самоотверженная работа. Два новых передатчика Nord-D и Nord-K придали радиорубке внушительный вид. Рейдовый передатчик собрали в несколько дней. Установили новую аккумуляторную батарею.
Заботливой хозяйской рукой Иван Душкин исправлял недочеты своего радиохозяйства.
Пятнадцать пунктов обмена! Такое задание было дано радиостанции Маточкина Шара. Сюда входили служебные радиограммы, метеосводки, научные наблюдения.
Радиостанция не знала простоев. Вахту несли в три смены, круглые сутки стучал ключ. Мало того, радиостанция не только выполнила задание, но даже нашла возможным осенью перебросить одного радиста на мыс Выходной, где была установлена первая радиостанция.

15 ДНЕЙ ПУРГИ
Книг на зимовке было мало.
Поэтому, когда наступило первое серьезное испытание, люди на мгновение растерялись и бросились искать в вековом опыте поколений выхода из положения.
Климат Маточкина Шара суров и богат неожиданностями. Поздней осенью налетел жестокий и беспощадный шквал. Бешеный ветер с горных хребтов нес тяжелые тучи ослепляющего, сухого снега.Не день и не два продолжалась буря. Она свирепствовала пятнадцать дней! Люди обессилели в этой напряженной борьбе, дома заносило до самых крыш, приходилось вырубать траншеи к окнам, прокладывать дорогу к выходу...
Радиосвязь прекратилась. Включить антенну было нельзя — горели катушки. А радиостанции по прежнему настойчиво выстукивали CQ, требовали обмена радиограммами, звали исчезнувшую зимовку.
Судорожно листали радисты страницы технических руководств. В одном из них какой- то немецкий путешественник, переживший песочные бури в Африке, давал мудрые наставления о включении дросселей.
Безуспешно пробовали зимовщики применить его тропические рецепты. Буря не утихала, нужно было искать выхода.
И выход был найден очень простой. Поставили комнатную антенну и при значительно упавшей слышимости все же продвигали радиограммы в обменные пункты Арктики. Опять пригодилась уэлленская практика невозмутимого Душкина.
А когда буря утихла и связь наладилась, долго гремели в кают-компании раскаты дружного смеха. Вспоминали растерянные лица радистов, африканские вылазки и пережитую тревогу.

В ГОСТИ ПРИШЛИ ЧУКЧИ
Держать радиовахту было действительно нелегко. Работали и на коротких и на длинных волнах. А зимой бывали дни, когда приходилось по нескольку раз менять волну, чтобы выдержать суточный обмен.
И все-таки пятнадцать пунктов обмена были выдержаны. Среди них: Архангельск, Диксон, Новый Порт, Югорский Шар, бухта Тихая, мыс Желания, Русская Гавань, остров Белый и кроме того обслуживание проходящих ледоколов.
В часы отдыха зимовщики не скучали. Гулко гремели выстрелы, тяжело опускался в снег полярный зверь. А в кают- компании на завезенном каким- то промышленником приемнике ЭКЛ-5 жадно ловили далекие голоса Москвы.
В гости к зимовщикам приходили туземцы Новой Земли — чукчи. Они с дружеским любопытством присматривались к быту зимовщиков, вели с ними долгие беседы о жизни на Большой Земле.
Эти посещения не прошли бесследно. Вездесущий Душкин завлек их в свой радиокружок, и скоро БЫЛИ ПОДГОТОВЛЕНЫ НОВЫЕ КАДРЫ РАДИСТОВ ИЗ ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Сейчас эти четверо чукчей уже покинули Новую Землю: один из них работает на рации Уэллена, трое отправились на радиостанцию в Анадырь.
Летом 1935 г. Душкии, Новорудский и Беляев возвратились на материк. Они привезли с собой богатый опыт полярной радиосвязи, мужество и волю к новой борьбе.
Отдыхает Беляев. У родных — Новорудский. В Евпатории лечится Иван Кузьмич.
Суровое солнце Арктики всходит над Маточкиным Шаром.
Трое отважных радистов готовятся к новой зимовке.
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 20:05

 Радиофронт 1935 г. №21 с.11.png
Радиофронт 1935 г. №21 с.11

Новый Порт

РАДИСТ- ПАРТОРГ
Центральный комитет ленинского комсомола об явил призыв в Арктику. Одним из первых откликнулся на него Борис Григорьевич Базулин, бывший рабочий-текстильщик, старый комсомолец, переданный в партию в 1929 г.
Радиознания Борис Базулин получил в Красной армии. Настойчиво постигал технику коротких воли. Изучил код и азбуку Морзе.
На зимовку в Новом Порту Базулин приехал не только радистом, но и партийным организатором. Ему доверила партия и радиовахту и политическое воспитание коллектива зимовщиков.
Радиостанция зимовки была оборудована двумя передатчиками по простой схеме. Радисты поняли, что с этим оборудованием они не будут в силах выдержать круглосуточный радиообмен. Своими силами смонтировали рейдовый передатчик на лампах ГК-36.
БУДНИ ПОЛЯРНОЙ СВЯЗИ
В течение всего года уверенная связь поддерживалась с Диксоном, Маточкиным Шаром, мысом Желания, Обдорском, Усть-Портом. С большими трудностями проходили радиограммы на остров Белый и в Русскую Гавань. Установить регулярную радиосвязь с Архангельском не удалось.
Люди впервые встретились на зимовке. Их надо было об единить общей идеей, общими интересами. С этой задачей справился парторг.
В политкружке, на радиокурсах зимовщики коротали свободное время. Ловили жирных осетров, на лыжах ходили за утками.
— Большого искусства достигли мы, — говорит Базулин, — в охоте на песцов. Мастерски ставили капканы, делали великолепную приманку, только, — смеется он, — одно было нехорошо: песцов не было.
Жизнь текла дружная и полноценная.

НАКОПЛЕН БОГАТЫЙ ОПЫТ
Однажды радист Григорьев дежурил в радиорубке. С утра тяжелые тучи ползли над морем, а к вечеру разразился жестокий ураган. Метеорологи отметили 9 баллов.
С пулеметным треском рухнула мачта. В радиорубке начало пробивать конденсаторы. Связь оборвалась...
Базулин об'явил аврал.
Аврал в Арктике — могучая сила. Люди сливаются и едином порыве, и нет таких препятствий, которые они не могли бы преодолеть.
Мачта была восстановлена. Радиосвязь была прервана всего несколько минут.
...Сейчас, когда Борис Базулин уже вернулся с зимовки, не только выполнив, но и увели-
чив радиообмен, он часто вспоминает этот случай, как большую проверку всего коллектива зимовщиков.

ЧТО ДАЛ ГОД В НОВОМ ПОРТУ
— Ориентировку в самостоятельной работе на радиовахте— это главное, — говорит Базулин. — Зимовка дала мне большой опыт, воспитала непримиримость и упорство, значительно расширила кругозор в naртийной работе,
К новой, более ответственной зимовке готов Борис Базулин — радист и парторг Нового Порта.
Комсомол вправе гордиться тем, что он воспитал для партии еще одного стойкого, грамотного, преданного своей Великой Родине большевика — Беркса Базулина.
Это один из тех тысяч строителей нового общества, кто изо дня в день упорно овладевает техникой, кто осуществляет по-боевому лозунг г. СТАЛИНА об овладении техникой!
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 20:16

 Радиофронт 1935 г. №21 с.12.png
Радиофронт 1935 г. №21 с.12

Остров Уединения

БОЕВАЯ РАДИОВАХТА

В энциклопедическом словаре бр. Гранат сказано буквально следующее: «ОБ ОСТРОВЕ
УЕДИНЕНИЯ КРОМЕ ЕГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ОЧЕРТАНИЯ НИЧЕГО НЕИЗВЕСТНО».
Что бы сказал ученый, автор этих строк, если бы увидел, какая громаднейшая исследовательская работа ведется теперь на этом «неизвестном» острове? Как бы он удивился при звуках далекого голоса:
«ГОВОРИТ ОСТРОВ УЕДИНЕНИЯ, ПЕРЕДАЕМ ОЧЕРЕДНУЮ РАДИОГРАММУ».
Недаром получил остров такое название. На протяжении столетий на его землю не вступала нога человека. И только большевики превратили остров Уединения в действующее звено великой арктической цепочки.
Зимовка 1934/35 г. дала новый богатейший материал для изучения этой отдаленной, суровой земли.
Радиосвязь на зимовке держали Николай Большаков и Михаил Лившиц — оба прежде морские радисты. Оборудование радиорубки состояло из двух передатчиков типа Nord-D и Nord-K, а также смоитированных самими радистами двух рейдовых передатчиков.
Регулярный радиообмен производился с Диксоном, Стерлиговым, Шпицбергеном, о. Вайгач. На рейдовом передатчике было проведено несколько перекличек со Стерлиговым: тогда в кают-компании звучали дружественные речи, гремела музыка, выступали свои певцы и музыканты.
Помимо обычного радиообмена радисты острова Уединения держали радиовахту со всеми проходящими ледоколами. Это была чрезвычайно важная и ответственная работа. По пеленгам корабль определял свои координаты, поэтому от радистов требовалась предельная точность и ясность сигналов.
Во время пробного полета самолета Леваневского в Баренцевом море радиостанция острова принимала радиограммы с самолета и под общим девизом «Экватор» передавала их вне очереди на Диксон.
Задания по радиосвязи были выполнены блестяще. Радисты Большаков и Лившиц, воспитанные в советском флоте, с честью справились со своей работой и в новых, еще более трудных условиях.
Не было на острове никакого уединения!
На острове работал дружный коллектив метеорологов, синоптиков, радистов.
..................................................................................................................
НА БОЕВЫХ ПОСТАХ
НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПОСЕТИЛ РАДИОСЛУЖБУ ГЛАВСЕВМОРПУТИ, ГДЕ БЕСЕДОВАЛ О РАБОТЕ ОРДЕНОНОСНЫХ РАДИСТОВ АРКТИКИ.
ВОТ ЧТО СООБЩИЛИ ЕМУ В ГЛАВСЕВМОРПУТИ:
ЭРНЕСТ КРЕНКЕЛЬ находится сейчас на островах Каменева, куда он назначен начальником зимовки. Недавно он прислал первую радиограмму.
ЛЮДМИЛА ШРАДЕР работает старшим радиотехником на одной из самых северных точек Заполярья — мысе Шелаккском.
Челюскинец ИВАНОВ и старый полярный радист ГИРШЕВИЧ только что возвратились из экспедиции на ледоколе „Садко".
Ближайший помощник Кренкеля — челюскинец ИВАНЮК учится в Ленинградском институте связи. Сейчас он сдает дипломную работу.
Неутомимый ХААПАЛАИНЕН отправился в Якутск. Там он принимает участие в строитеьстве нового полярного радиоцентра.
Радист СИЛОВ плавает сейчас на пароходе „Хабаровск" по маршруту Владивосток—бухта Но- гаево.
Полярные радисты по- прежнему продолжают работать над укреплением арктической радиосвязи, учатся, держат связь в экспедициях и на зимовках.
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 20:28

 Радиофронт 1935 г. №21 с.13.png


Москва-Диксон

В Москву возвратился, начальник острова Диксон Александр Васильевич Светаков, под руководством которого протекало строительство полярного радиоцентра и первые месяцы его эксплоатации.
Беседу г. Светакова с нашим сотрудником мы помещаем ниже.


Диксон является центральным пунктом Северного морского пути. Остров располагает удобным портом и угольной базой. Через Диксон проходят ныне уже освоенные прямые маршруты из Владивостока в Мурманск, осуществляются карские и ленские операции.
В 1934 г. радиослужба Главсевморпути разработала и проверила все заявки по строительству и практически приступила к постройке мощного полярного радиоцентра.
На остров выехала группа строителей во главе со старейшим коротковолновиком В. В. Ходовым. Конструкции передатчиков были разработаны инж. Добржанским, который принял личное участие в монтаже радиоцентра.
Благодаря подлинно ударным темпам все строительство было завершено в рекордно короткий срок. Личная инициатива, высокая техническая подготовка руководства и всего коллектива позволили увеличить проектную мощность радиоцентра ровно в два раза выше задания.
Полярный радиоцентр вступил в строй. Диксон осуществил общее руководство всей цепочкой арктических радиостанций, он явился своеобразной диспетчерской полярного радиообмена.
Оперативность работы по радиообмену резко возросла. Так радиограмма, посланная с м. Шмидта через Диксон, достигла Москвы ровно через 12 минут.
Как оборудован полярный радиоцентр?
Передающий комбинат расположен в 5 км от выделенного пункта приема. Когда подходишь к его площадке, виден издалека густой лес радиомачт. К построенной еще в 1915 г. деревянной мачте, высотою в 110 м, прибавились две 65-метровые мачты и четыре мачты по 35 м. Антенна направлена на Москву и Свердловск. Здесь же установлена силовая станция с двумя дизельгенераторами по 50 л. с. каждый.
В здании передающего комбината установлены шесть передатчиков. Длинноволновый
передатчик «Диксон» имеет 10 квт мощности. Коротковолновый передатчик типа Nord-200) имеет 4 квт. Все 6 передатчиков управляются со специального централизованного пульта.
К приемному пункту радиоцентра от группы передатчиков проложен подземный кабель.
В аппаратной оборудованы 5 столов, на которых установлены приемники КУБ-4, ПЦКУ и ПД-4. Как по передаче, так и по приему установлена быстродействующая аппаратура.
При выделенном пункте оборудована великолепная студия, которая использовалась для передачи местных концертов и для прямых радиотелефонных разговоров с рядом городов.
Полярный радиоцентр Диксона может вести прием пяти станций одновременно.
На острове построен вращающийся радиомаяк. Его сигналы оказывают большую помощь проходящим судам. Когда «Литке» в густом тумане подходил к Диксону, то только пользуясь сигналами маяка, слышными за 70—80 миль, он сумел определить правильный курс и благополучно достиг порта. Самолеты Алексеева и Махоткина также следовали по сигналам радиомаяка.
Диапазон работы полярного радиоцентра огромен. Он держит прямую связь с рядом полярных станций: м. Челюскиным, Югорским Шаром, островом Уединения, м. Стерлигова, Усть-Енисейском, Новым Портом, Гальчихой, м. Желания, Русской Гаванью.
Постоянная связь имеется с Новосибирском, Омском, Тобольском, Свердловском, Архангельском, Москвой. Кроме того с Москвой, островом Белым, мысом Лескин и Игаркой налажена дуплексная связь.
Этих успехов в организации радиосвязи Диксон достиг благодаря прекрасному коллективу радистов. Лучшими энтузиастами среди них являются тт. Ходов, Круглов, Пашукевич, Рыков и Кузнецов. Начальник радиостанции т. Ходов и лучший коротковолновик т. Круглов настолько сроднились с работой полярного радиоцентра, что не пожелали вернуться в этом году на материк и остались на вторую зимовку.
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 21:20

 Радиофронт 1935 г. №22 с.3.png
Радиофронт 1935 г. №22 с.3

Боевые будни полярных зимовок

С каждым годом увеличивается мощность советских арктических радиостанций, постепенно охватывающих устойчивой радиосвязью всю трассу Северного морского пути и отдаленнейшие полярные зимовки
За последний год вырос мощный радиоцентр на Диксоне, о котором мы рассказывали в прошлом номере журнала. Строится новый радиоцентр в Якутске. Главное управление Северного морского пути оборудовало новый мощный передатчик под Москвой.
В октябре правительственной комиссией принят Архангельский полярный радиоцентр. Он будет осуществлять радиообмен с западным сектором Арктики и держать постоянную связь с о. Диксон.
Письмо нашего корреспондента из Архангельска о работе Полярного радиоцентра и радиограммы с полярных зимовок, переданные в адрес редакции «Радиофронта», свидетельствуют о той исключительной работе по освоению арктической радиосвязи, которую ведут наши славные полярные радисты на зимовках 1935— 1936 гг.


Баренцбург на Шпицбергене
Приветствуем коротковолновиков Союза
Очень благодарны за теплое приветствие, присланное из Далекой Москвы.
Наша рация имеет 18-часовую непрерывную связь с материком, обслуживая двухтысячный коллектив горняков Баренцбурга. Мы держим регулярную связь со всеми судами, совершающими рейсы между материком и Шпицбергеном. В нужных случаях несем радиовахту.
Оборудована наша радиостанция однокиловаттиым передатчиком типа «Казахстан» и рейдовым передатчиком. Работа протекает крайне напряженно вследствие частых атмосферных помех, выраженных в нашей местности в особенно резкой форме. Во время бурь н штормов наблюдается почти полное пропадание приема и передачи.
Шлем через редакцию «Радиофронта» привет всем коротковолновикам Советского союза.
Горячий привет редакции. Просим не забывать нас и поддерживать с нами связь хоть изредка.
Старший радист Басманов

Остров Вайгач
Обслуживаем проходящие суда
В этом году радиостанция Вайгача выполняет роль береговой рации и обслуживает суда идущие Северным морским путем. Мы передаем также метеосводки и навигационный журнал для пеленгироваиия на судовых диапазонах. С Архангельском держим регулярную связь на коротких волнах.
Радиостанция оборудована высококачественной аппаратурой. Помимо двух основных передатчиков — длинноволнового и коротковолнового — имеем также малые аварийные станции.
В случае надобности держим радиовахту.
Старший радист Низовцев

Новый радиоцентр в Архангельске
(От нашего корреспондента)
Вступил в эксплоатацию Архангельский радиоцентр Главсевморпути. Он является радиодиспетчерским пунктом Западного полярного района, связывая этот район непосредственно с Москвой.
Радиоцентр обслуживает радиосвязью суда, находящиеся в полярных экспедициях.
Оборудование узла состоит из четырех передатчиков. Два из них коротковолновые один киловатный телефонно-телеграфный, другой типа Nord-K мощностью 250W. Последний переделан на питание от выпрямителя В2К2—150.
Устанавливаются два длинноволновых передатчика: первый трех киловаттный и второй типа Nord-Д мощностью в 250 W, также переделанный на питание от переменного тока. Эти передатчики будут пущены в эксплотацию в 1936 г.
В настоящее время закончились работы по установке двух деревянных одноствольных мачт высо- тою в 60 м.
Для работы с основными корреспондентами—Диксоном и Москвой— установлены направленные передающие антенны. Для приема этих станций оборудованы ромбические приемные антенны. Прием ведется и приемник ПЦКУ.
Устанавливается прямая радиотелеграфная связь с Диксоном и Москвой.
П. Окатов
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 22:11

 Радиофронт 1935 г. №22 с.61.jpg
Радиофронт 1935 г. №22 с.61
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 22:23

 Радиофронт №5-6 1940 с.1.png
Больше женщин-радисток!
Герой Советского Союза М. Раскова

Советские женщины ознаменовали прошедший 1939 г. замечательным движением за овладение новыми профессиями.
Десятки тысяч женщин спустились в шахты, стали у мартеновских печей, повели по железнодорожным путям тяжеловесные паровозы. И практика показала, что женщины полностью овладели новыми для них специальностями, не только выполняя, но и перевыполняя производственную программу.
Это движение патриоток зародилось в исторические дни, когда части героической Красной армии перешли границу бывшей Польши, чтобы навсегда освободить своих братьев-украинцев и братьев-белоруссов от польского гнета. Это движение — одна из выдающихся инициатив, проявленных советскими женщинами.
Инициатива жен работников железнодорожного транспорта, черной металлургии была подхвачена женами связистов.
Жены работников Днепропетровского радиоузла обратились к дирекции и партийной организации радиоузла с просьбой помочь им овладеть профессиями своих мужей с тем), чтобы быть готовыми заменить их, когда они по зову партии и правительства пойдут защищать наше социалистическое отечество.
Радиосвязь в нашем народном хозяйстве играет большую роль. С помощью радио поддерживается связь с самыми отдаленными уголками нашего необъятного Советского Союза.
Можно привести немало примеров героической работы советских связистов.
В дни челюскинской эпопеи по всему Союзу прогремело имя скромной радистки Людмилы Шрадер, награжденной орденом Трудового Красного знамени за самоотверженную работу по обеспечению связи о ледовым лагерем челюскинцев.
Комсомолка Выллерова прекрасно несет радиовахту на радиостанции в бухте Тикси.
Александра Вахитова считается одной из лучших радисток в системе Наркомречфлота. Она принимает до 240 знаков в минуту.
Можно назвать немало имен женщин-радисток, в совершенстве овладевших радиотехникой, прекрасно владеющих ключом и принимающих на-слух.
Радио привлекает внимание наших советских девушек. Повседневно растет число кружков, в которых девушки изучают радиотехнику, овладевают второй профессией, профессией радиста. Так, радиошкола Метростроя за три года выпустила не один десяток девушек-радисток. Многие из них едут работать на радиостанции, расположенные в высокогорных районах и в отдаленных районах Дальнего Востока.
Большов значение имеет связь и в оборонном деле, в Красной армии.
Выступая на XVIII съезде ВКП(б), народный комиссар обороны •— первый маршал Советского Союза тов. Ворошилов подчеркнул особое значение войск связи.
Среди радиолюбителей разворачивается широкое движение за овладение специальностью радиста. В Москве, в Горьком!, в Свердловске, Абакане и многих других городах создаются кружки по изучению азбуки Морзе. Однако в этих кружках еще недостаточно девушек. Это объясняется тем!, что Осоавиахим и радиокомитет, ведущие работу по подготовке радиокадров, привлечению девушек к этой интересной работе не уделили должного внимания.
Большой размах приобрело движение за подготовку девушек-шоферов, трактористок. Тысячи девушек без отрыва от производства овладевают трактором и автомобилем. Надо, чтобы радиокомитеты и организации Осоавиахима также развернули работу среди девушек по овладению радиотехникой.
Необходимо значительно расширить сеть школ и кружков по изучению азбуки Морзе о привлечением в эти кружки женщин. Движение женщин по овладению профессией радистов должно быть подлинно массовым, оно должно получить поддержку всей советской общественности.
Большая часть этой почетной задачи ложится на долю радиолюбительской 'общественности.
Каждая секция коротких волн должна немедленно заняться массовой подготовкой женщин-радисток.
Необходимо также развернуть работу среди жен командного состава РККА.
Боевые подруги командиров стремятся к овладению военными знаниями, приобретению военной специальности. Создание широкой сети курсов радистов в армии и флоте—-дело большой важности. Жены командиров, повседневно связанные с жизнью Красной армии и флота, получив квалификацию радистов, окажут колоссальную помощь делу обороны нашей родины.
В середине этого года Всесоюзный радиокомитет совместно с ЦС Осоавиахима проводит конкурс на лучшего оператора — слухача-морзиста. Надо добиться привлечения к участию в этом конкурсе максимального количества женщин-коротковолновиков. Необходимо популяризовать достижения советских радисток с тем, чтобы привлечь к изучению связистской специальности новые сотни женщин.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции освободила женщину нашей страны от векового рабства, предоставив ей равные права с мужчиной.
Женщины Советского Союза блестяще воспользовались этими правами.
Советские женщины не раз показывали перед всем миром, на что способна женщина свободная и равноправная, возвеличенная своим самоотверженным трудом во славу процветания нашей любимой родины, во славу победоносной партии Ленина — Сталина.
Прославленные имена советских женщин мы встречаем во всех областях культурной, хозяйственной и общественной жизни нашего социалистического отечества. Среди них есть и женщины-радистки. Их ряды постоянно пополняются выдающимися мастерами радиосвязи. Поддерживать этот рост — почетное дело всей радиолюбительской общественности.


Радиофронт 1940 г. №05-06 с.1-2
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 23:04

 Радиофронт №5-6 1940.png
 Радиофронт 1940 г. №05-06...png
Радиофронт 1940 г. №05-06


Радистки Арктики

Долгое время работа на далеком Севере считалась непосильной для женщины. Годы завоевания Арктики разбили эту «теорию» и показали полную возможность работы женщины наравне с мужчиной в трудных арктических условиях.
Наряду со многим женщинами, осваивающими Арктику, замечательные образцы работы показали женщины-радистки, работающие на полярных станциях Главсевморпути.
Любовь Выллерова, радистка с 6-летним стажем, в 1938 г. приехала в качестве радиооператора на полярную станцию бухты Тикси.
Обслуживая магистральные линии связи, т. Выллерова показывает при этом высокие темпы работы. Она по-большевистски борется за продвижение корреспонденции.
Свободное от работы время Люба отдает общественной работе, являясь секретарем комитета комсомола.
Также хорошо работает и радиооператор полярной радиостанции Амдерма Татьяна Красавина.
Свою деятельность в качестве радиооператора она начала в 1931 г. С тех пор т. Красавина прошла большой путь советского радиста, научившись не только отлично работать, но и руководить своим производством.
Татьяна Красавина ведет большую работу по подготовке радистов из местного населения. Она помогает, кроме, того, работникам полярной станции повышать свою квалификацию.
Во время последней экспедиции ледокола «Иосиф Сталин» по выводу из арктических льдов ледокола «Георгий Седов» т. Красавина держала связь с ледоколом «Иосиф Сталин» и отлично справлялась с возложенной на нее ответственной задачей.
Радиотехник-оператор Тамара Козловская уже три года работает на полярной станции. Карьеру связиста она начала в 1932 г., окончив 5-месячные телеграфно-телефонные курсы Осоавиахима.
Тов. Козловская отлично обслуживает радиосвязью суда и самолеты. За свою образцовую работу она получила несколько благодарностей и одну из них лично от т. Папанина.
Радистка 1-го класса Козловская не останавливается на достигнутых успехах. Она повседневно повышает свою квалификацию и взяла социалистическое обязательство к 1 мая этого года довести скорость обмена на 1 час работы передатчика до 1000 слов при норме 700 слов.
Интересен рабочий день радистов полярной радиостанции.
Мы приводим небольшой отрывок из дневника полярной радистки т. Красавиной.
«Трудовой день начинается в пять часов по московскому времени. Предварительно, опробовав аппаратуру, провожу первый срок метео в 05—10 московского времени. В 5—20 —
5—30 с мысом Челюскин. Последний срок работаю е Челюскиным 23—00 — 23—15. В течение дня имею свыше десяти различных сроков обмена со стационарными станциями и различными экспедициями».
Большинство принятой корреспонденции сдаю на о. Диксон, с которым работаю в 2 срока. Утром принимаю циркуляры и материалы Политуправления Главсевмориутя, передаваемые Диксоном по телеграфу, вечером слушаем радиобюллетень по телефону.
Вечерами, после прослушивания последних известий из Москвы, обычно занимаюсь дальнейшим оформлением обработанных радиограмм, подготовкой материала к квартальному отчету.
В IV квартал 1939 г. обработала 67 600 слов, приняла циркулярной передачи 35 300 слов. Срывов срока связи не было.
В свободное от связи время занимаюсь текущим ремонтом аппаратуры, читаю, хожу на лыжах. С наступлением светлого времени продолжу тренировку в стрельбе.
Изредка связывалась с дрейфующим ледоколом «Седов». Даже тогда, когда «Седов» был далеко от нас, слышали друг друга хорошо. Понемногу осваиваю гидрометеорологию.
Помимо своей основной работы (как, вероятно, и на других маленьких станциях), приходится поочередно выполнять хозяйственную работу. Это в условиях полярной ночи связано с большой затратой времени.
Перед наступлением ночи силами коллектива устанавливали ветродвигатель, вырыли для него котлован в вечной мерзлоте.
В ноябре перебрала и очистила от упаковочных опилок 63 аккумулятора силовой батареи. Эта работа, как и другие, выполнялась между сроками радиосвязи.
7 января день начался необычно. Мы обнаружили, что передающая антенна оборвалась и лежит на снегу. Каждый из нас, зимовщиков, знал, что это грозит срывом двух утренних сроков, замедлением нашего метео. Все мы четыре зимовщика бросились восстанавливать антенну , при морозе в 40 градусов. Одному пришлось лезть на верхушку покрытой инеем мачты, опустить оттуда трос, а остальные внизу соединили обрыв и подняли антенну.
Несмотря на сильный ветер и темноту, антенну быстро восстановили и предотвратили срыв связи».
Так изо дня в день женщины-радистки наряду со всеми полярниками осваивают Арктику, борясь за выполнение решений XVIII съезда ВКП(б) превратить Северный морской путь в нормально действующую водную магистраль.

Начальник радиослужбы управления полярных станций Главсевморпути
М. И. Ходов
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 20 Октябрь 2015 23:29

 Радиофронт 1940 г. №05-06 с.8.png
 Радиофронт 1940 г. №05-06 с.9.png
Радиофронт 1940 г. №05-06 с.8-9

Александра Лахитова

На радиовахту встала Александра Лахитова. Ока просмотрела аппаратный журнал, приняла и передала несколько радиограмм. Работы в ночное время немного. Маленькая радиостанция на Колыме имела незначительное количество корреспондентов.
Шура любила иногда в перерывах, когда отдыхал передатчик и она слушала в много гаммной музыке эфира, не зовет ли кто ее рацию, думать о будущем. В эти короткие минуты ей представлялся институт, большие аудитории и на стене почему-то обязательно карта расположения многочисленных радиостанций Советского Союза. И она любила проводить прямую четкую линию от большой красной звезды «РВ-1 имени Коминтерна» до маленькой рации на Колыме.
Неожиданно среди ночи Лахитовой почудились тревожные, глухие сигналы. Она начала слушать внимательней, вот совсем, кажется, поймала, и опять нет и, наконец, совершенно отчетливо три раза подряд прозвучало: SOS-SOS.
На Колыме терпел бедствие пароход «Революционный». Вместе со второй радисткой они моментально оповестили все порты, которые могли выслать спасательные отряды.
До утра девушки не переставали запрашивать порт о состоянии «Революционного», о количестве уже взятых на лодки людей. К концу дежурства выяснилось что команда спасена почти полностью.
Спасенные благодарили молодых радисток.
С тех пор прошло много лет. Далеко позади остался родной Якутск, где начиналась связистская работа Лахитовой.
Александре Лахитовой исполнилось тринадцать лет, когда она потеряла родителей. Пришлось работать. Но работа была мало интересной. И вот именно в это время Шура наталкивается неожиданно на объявление о 4-месячных курсах подготовки радистов. Что такое радист? Что такое телеграфист?
Все это незнакомые, чужие названия. Но Шуре срочно нужна профессия и пусть она будет радистом, может быть это интересно.
В 1930 г. Лахитова окончила курсы радистов и уехала на далекий Алдан. Это был первый год ее самостоятельной работы. И надо сказать, он принес ей немало огорчений и тревог. Первое время работать было трудно, не хватало квалификации. Молодая радистка смотрела на работу старых, опытных радистов и удивлялась. Как это можно, ни разу не ошибившись, записать с такой быстротой огромное количество знаков. Да и они так похожи друг на друга, эти бесконечно перемежающиеся точки и тире! А когда приступала к дежурству, не раз волновалась, в где-то внутри становилось холодно.
Но скоро это прошло. Лахитова освоилась со своей работой. Полюбил ее и коллектив за упорство и умение просто говорить о своих недостатках.
Через год ее перевели в Якутск. Здесь два года она работает оператором в системе Наркомсвязи.
В 1933 г. район затребовал из Якутска опытного радиста, и Лахитова уезжает на два года в район уже как квалифицированный радист. Она никогда не отказывается не от какой работы независимо от того, куда для этого нужно ехать.
В 1936 г. Шура проводит свой отпуск в Москве. Большой город воскрешает давнишние мечты об Институте связи. И она поступает на курсы подготовки в вуз. Однако она скучает. С каждым днем ее все больше в больше тянет к ключу Морзе, все больше в больше хочется послушать, что делается в эфире. Послушать своих «эфирных» друзей. А за шесть лет практики их собралось немало. Многие радисты Якутии хорошо знали манеру работы Лахитовой. И не вытерпев, Александра Лукиановна поступает на работу в радиобюро Наркомречфлота.
В радиобюро прекрасная быстродействующая аппаратура. С ней она встречается впервые.
Но настойчивость и терпение — отличительные черты этой молодой радистки. Еще в начале самостоятельной жизни она поняла, что добиться чего бы то ни было можно только упорным трудом. И очень часто, когда Александра Лукиановна встречалась с трудностями, она упорно сдвигала брови и говорила себе: «Надо понять, надо научиться это делать». И поэтому здесь, в радиобюро Наркомречфлота, она решила научиться в совершенстве владеть быстродействующей аппаратурой. Решила — значит сделала.
Теперь на ключе она работает редко, только в тех случаях, когда нет спуншированной корреспонденции. А обычно работает автоматом.
Тов. Лахитова относится к своему делу с подлинным энтузиазмом. И поэтому каждая радиограмма для нее — это не просто текст, предназначенный к передаче. Она вдумывается в его содержание, следит за ответом.
За 8 лет работы в качестве радиста через руки т. Лахитовой прошло немало телеграмм. В них, как в зеркале, отражался рост нашей социалистической родины. Работая на далекой Колыме, она видела, как растут отдаленные окраины Советского Союза, как некогда забытые, отсталые, угнетаемые царским правительством национальности стали равноправными членами великого многонационального социалистического государства.
Выросла и она за эти годы. Начав свою работу с приема 80 знаков в минуту, она стала одной из лучших радисток в системе Наркомречфлота. Она свободно принимает 240 знаков. Ее норма приема — 1000 слов в час и 900 слов передача. И никогда не бывает у нее срыва. И передача и прием проходят всегда с предельной четкостью и ясностью. Эта отличительная черта Лахитовой выработалась еще в первые годы работы оператором в Якутии.
Тов. Лахитова работает со всеми речными рациями Советского Союза. Ее знают и на Волге, и на Аму-Дарье, и на далеком Енисее. Четко звучит позывной передатчика, на котором ода работает.
Путь Александры Лахитовой — это путь тысяч советских женщин, в совершенстве овладевающих техникой, водящих паровозы, спускающихся в шахту, овладевающих самолетом, совершающих героические подвиги во славу своей социалистической родины.
Г. Д.
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Радио в освоении и обороне Северного морского пути

Сообщение fisch1 21 Октябрь 2015 18:21

 Радиофронт 1937 г. №14 с.8.png
Радиофронт 1937 г. №14 с.8

Заслуженная награда

Центральный исполнительный комитет Союза ССР вынес постановление о награждении орденами Советского союза участников экспедиции Па Северный полюс за образцовое выполнение задания правительства и проявленный в этом деле героизм.
Звание Героев Советскою союза присвоено: начальнику экспедиции О. Ю. Шмидту, флаг-штурману И. Т. Спирину, зам начальника экспедиции М. И. Шевелеву, начальнику станции „Северный полюс“ И. Д. Папанину, командиру самолета Н-172 А. Д. Алексееву, командиру самолета Н-169И. П. Мазуруку, командиру самолета Н-166 П. Г. Головину и пилоту самолета Н-170 М. С. Бабушкину.
Вторым орденом Ленина награждены: Герой Советского союза, командир флагманского самолета Н-170 М. В. Водопьянов и Герой Советского союза, командир самолета Н-171 В. С. Молоков.
Орденами Ленина награждены 16 участников экспедиции. Среди них: славныештурманы -радисты А. А. Ритсланд и Н. М. Жуков, старейший полярный радист Э. Т. Кренкель, бортрадисты Н. Н. Стромилов и С. А. Иванов.
Эрнест Кренкель—знаменитый полярный радист и знатный коротковолновик- радиолюбитель. Он первым применил короткие волны в Арктике во время зимовки на Земле Франца-Иосифа. Он участвовал во всех ответственнейших полярных экспедициях. Зимовки на отдельных островах, полет на дирижабле в Арктику, походы «Сибирякова“ и „Челюскина и, наконец, зимовка на дрейфующей льдине в районе Северною полюса—таков путь этого трижды орденоносного радиста,
Серафим Иванов — участник челюскинской эпопеи и бессменный спутник Водопьянова в его смелых, беспримерных перелетах. Отличный радист полярной авиации, мужественный и находчивый,—он обеспечил четкую радиосвязь с флагманского корабля экспедиции. Ранее награжден орденом Красной эвезды.
Николая Стромилова хорошо знают по эфиру коротковолновики Советского союза. Он—неизменный активист всех коротковолновых тэстов, подлинный снайпер эфира, участник ряда полярных экспедиций. Виртуоз дальних связей,—он отлично применил свое мастерство в экспедиции, работая борт-радистом самолетов Н-171, Н-166 и Н-169.
Орденами Красной эвезды награждены 13 участников экспедиции. Среди них штурманы-радисты В. И. Аккуратов и А. С. Волков.
За отличную работу по освоению Крайнего Севера и в особенности за обеспечение подготовки и обслуживания экспедиции на Северный полюс награждены также орденами Союза ССР работники Главсевморпути.
Орденами Трудового Красного знамени награждены 12 человек. Среди них: начальник приемного пункта радиоцентра о. Диксон В. П. Матюшкин и начальник радиоцентра о. Диксон А. А. Михайлов.
Александр Михайлов является пионером полярной радиосвязи. В Арктике он начал работать в 1918 г. и с этого времени непрерывно зимует на ведущих полярных станциях. В прошлом году за выполнение важнейших заданий в северных морях и образцовое радиообслуживание судов Карской и Ленской флотилий награжден орденом Красной звезды.
Орденами Знак Почета награждены 4 чел. Среди них: радисты В. Ф. Богданов {остров Рудольфа), М. И. Ходов (радиобюро Главсевморпути), М. М. Вознесенский (Бухта Тихая), И. П. Чивилев и Ф. П. Снегирев (Амдерма).
fisch1
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.След.

Вернуться в Радиосвязь в Арктике и Антарктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения