1922: Карская экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2015 20:53

Советская Сибирь, 1922, № 231, 13 октября.

 Советская Сибирь, 1922, № 231 (1922-10-13) КЭ заканчивается.jpg
"Карская экспедиция"

Комитетом Северного морского пути получено сообщение, что Карская товарообменная экспедиция закончила перегрузочные операции в "Новом Порту" Обской губы и вышла обратно 21-го сентября.
Морская часть экспедиции, возвращаясь в порты Европы, благополучно миновала Карское море и 25-го сентября прошла пролив "Югорский Шар".
Речная часть экспедиции 7-го октября подошла к месту слияния рек Оби и Иртыша, где она разделится на две части, из которых одна пойдет дальше по Оби в Ново-Николаевск, другая — по Иртышу — в Омск.
Прибытие речных пароходов экспедиции в Омск и Ново-Николаевск ожидается около 22-го октября.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Февраль 2015 20:12, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2015 20:02

Советская Сибирь, 1922, № 248, 2 ноября.

 Советская Сибирь, 1922, № 248 (1922-11-02) КЭ возвращается.jpg
Карская экспедиция.
(От Омского корреспондента).

На-днях в Омск ожидается флотилия Карской экспедиции. *).
Это та экспедиция, которая отвезла из Сибири в Ледовитый океан для переотправки на океанских пароходах наше сырье (преимущественно, кожсырье), за границу. Флотилии пришлось в пути переносить трудности; машины оказались не совсем в исправности; ощущался недостаток топлива. Да и погода плаванию в нынешнем году не благоприятствовала.
Для приемки получаемых с экспедиции товаров в Омске в спешном порядке оборудованы прекрасные склады. На складах проводится электричество, предприняты противопожарные меры.
Груз прибывает частью в адрес сибдальторга, частью в адрес центросоюза. Груз для последнего выгружается в Новониколаевске. В адрес госторга прибывает 16 барж, центросоюзу 7 барж.
Телеграммой из Лондона было сообщено, что английские пароходы вышли первого августа. Они имеют следующий груз: из Ливерпуля в адрес сибвнешторга: бура в кристаллах, дубильный экстракт, земледельческие орудия, снасти; центросоюзу: дубильный экстракт, подошвенная кожа, кокосовое масло. Комитету северного пути — рыболовные снасти. На пароходе из Лондона оправлено сибвнешторгу: земледельческие орудия, снасти, шпагат, пилы, напильники, разные инструменты, прутковое олово, свинец, бабит, дубильный экстракт, нитки, химические продукты; центросоюзу из Лондона отправлено; кокосовое масло, пишущие машины, перья. Из Лондона же на другом пароходе, сибвнешторгу: земледельческие орудия, снасти, шпагат, напильники, олово, свинец, весы, ружья, патроны, разные инструменты. Центросоюзу: кокосовое масло, касторовое масло, дробь, пистоны. Кроме того, для внешторга был отправлен еще товар дополнительно из Гамбурга.
По словам уполномоченного сибдальторга по Омской Губернии, тов. Опарина, разгрузка товаров с экспедиции может быть произведена в течение 15-20 дней. Меры к предотвращению хищений при выгрузке приняты.
В конторе уполномоченного сибдальторга в Омске оживление. Через несколько дней здесь будет кипучая работа; придется, как и при отправке экспедиции из Омска весною, работать не только днем, но и ночью. Сотрудники конторы уже готовятся к большой работе.
Л.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2015 20:06

Советская Сибирь, 1922, № 268, 26 ноября.

 Советская Сибирь, 1922, № 268 (1922-11-26) КЭ итоги и недостатки.jpg
Итоги Карской экспедиции

Карская экспедиция 1922 года по размерам операций экспортно-импортной торговли весьма значительна. Так количество погруженных иностранных товаров оценивается в 2 млн, зол. руб. Груз состоит, главным образом, из сельскохозяйственных машин, разного рода экстрактов, олова, свинца и т.д.
Окончилась эта экспедиция чрезвычайно неудачно. Караван барж и сопровождающих их пароходов не успел до заморозков придти в конеч. намеч. пункт. Ново-Николаевску и Омску. Значительная часть 10 барж и 1 пароход, принуждены были зимовать в Томске. Другая часть, в количестве 8 барж, замерзла в г. Таре и только 1 пароход и 5 барж прибыли в Омск.
Баржи, прибывшие в Омск и Томск, при установлении зимы, стали разгружаться. Выгрузка в Томске идет вяло, пока выгружено всего 49 тысяч мест. Сибопс не выполняет своих обязательств по выгрузке и поэтому пришлось прибегнуть к найму рабочей силы частным порядком.
Еще в более тяжелом положении оказались баржи, застрявшие в Таре, там еще труднее будет наладить выгрузку, а главное, товары могут быть подвезены к ст. ж. д. только гужевым путем при установлении санного пути.
Экспедиция текущего года принесла большие убытки государству, она оказалась еще более дефицитной чем прошлые экспедиции. Причина этого не только в сложности общей обстановки торговли через Карское море, в преодолении огромных ледяных путей малонаселенной сибирской равнины. В условиях транспортной разрухи и общей хозяйственной неналаженности, но и в причинах частного характера, в исключительной бесхозяйственности, безалаберности организации дела экспорта-импорта через Карское море. Напр., большая партия товаров на пути следования к Новому порту пришла в негодность, подмокла из-за течки в палубах на неотремонтированных как следует баржах, предоставленных Сибопсом экспедиции. Часть испорченного товара приблизительно в объёме 1 баржи, была увезена обратно. Другая часть прибыла в Лондон и оттуда, от нашей торговой делегации получена телеграмма с протестом против посылки подмокших кож и асбеста.
Обстоятельства Карской экспедиции была изложены в Сибревкоме председателем комитета северного морского пути.
Сибревком обнаружил крупные недостатки в деле организации экспедиции и передал дело о ней прокурору Сибири для предания руководителей экспедиции суду.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2015 20:18

Советская Сибирь, 1922, № 268, 26 ноября.
Маленький фельетон.
Карская экспедиция
 Советская Сибирь, 1922, № 268 (1922-11-26) КЭ фельетон.jpg
Торгануть, так торгануть. —
Со всем миром, со всем шаром!
Снарядили в Севморпуть
Экспедицию с товаром...

Плыли долго... Вот Ямал,
Море Карское — седое...
Всяк сотрудник спирт менял,
Брал пушниной: вдвое, втрое...

Менка... Грузка... Разошлись...
Тонет караван в просторе:
Наши Обью понеслись,
Иностранцы — бурным морем...

Торговать то торганули,
Только больше — на беду:
Всю головку потянули
Кой-за-что теперь... К суду...

Сибиряк.
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Февраль 2015 07:33, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 12 Февраль 2015 22:13

Советская Сибирь, 1922, № 270, 29 ноября.

 Советская Сибирь, 1922, № 270 (1922-11-29) КЭ опровержение.jpg
От редакции:

К заметке "Итоги Карской экспедиции".

В № 268 "Сов. Сибирь" в заметке "Итоги Карской экспедиции" сообщается, что Сибревком, обнаружив крупные недостатки в деле организации экспедиции, передал дело прокурору для предания руководителей экспедиции суду. Это сообщение не верно. Как выяснила редакция, Сибревком никакого дела о Карской экспедиции прокурору не передавал. На заседании Сиб. Рев. Комитета поднимался вопрос о привлечении к судебной ответственности технического аппарата сибопса, ведшего речную часть Карской экспедиции, но определенного постановления вынесено не было и весь материал по докладу об экспедиции был передан на заключение Сиб. Р. К. И.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Февраль 2015 00:21

Жаль, что фельетончик весь не смог прочитать, качество копии не позволяет.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 13 Февраль 2015 07:35

ЗаOCRил :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Февраль 2015 08:22

ББК-10 пишет:ЗаOCRил :)

Теперь понятно. Шутник Сибиряк. Впервые такой фельетон вижу на тему Карских экспедиций.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 14 Февраль 2015 10:04

Litke74 пишет:цитата к фото 141-147:
-11сентябра 1923г на берегу бухты Новый Порт было торжественно поднято Красное Знамя,которым Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет наградил Комитет Северного морского пути за его работы. На знамени была вышита следующая надпись:"Знанию,энергии и самоотверженному труду горсти работников Комитета Северного морского пути,рабочих,служащих и экипажа экспедиции,пролагателям новых путей будущего Сибири". -"Русские мореплаватели",Москва 1952г.
Upd:Экспедиция ведь закончилась в 1922 году.Возможно в книге ошибка с датой? Не 1923,а 1922 год? На фото№141 виден человек с фото №3 и №18,тот самый Рекстин-Вилькицкий. Или он форму не менял ещё целый год?
 135 слева Шольц в центре Осипов.jpg
 142.jpg


Советская Сибирь, 1922, № 283, 14 декабря.

 Советская Сибирь, 1922, № 283 (1922-12-14) АРКОС. Итоги КЭ.jpg
„Аркос" *)

(К итогам Карской экспедиции).

История возникновения Аркоса.
Остановлюсь на истории возникновения и роли нашего иностранного представительства в деле Карской товарообменной экспедиции.
В 1920 г. в Англию прибыла российская торговая делегация, во главе с народным комиссаром внешней торговли т. Красиным. Делегация широкими общественными кругами Англии была встречена неприветливо. В это время я было организовано в Лондоне акционерное общество под названием: "Англо-всероссийское акционерное кооперативное общество ("Аркос"). Многие солидные фирмы, до войны очень оживленно торговавшие с Россией, теперь, под влиянием политической накипи, отказывались продавать Аркосу свои изделия. Банки также отказывались идти навстречу молодому обществу.
С течением временя "Аркос" проломал лед отрицательного к себе отношения и завоевал привилегированное положение.

*) Англо-всероссийское акционерное кооперативное общество.

Аркос за два года.
В настоящий момент представители и отделения "Аркос" имеются в Константинополе, Париже и Нью-Йорке, чтобы иметь представление о деятельности "Аркос", я приведу некоторые цифровые данные по операциям за два года его существования. За-
куплено для надобностей Россия и прислано товаров на сумму свыше 16. 000. 000 фунтов стерлингов и за это же время им продано вывозных из России товаров на сумму около 2 1/2 милл. фунтов стерлингов. Необходимо оговориться, что продажу экспортных товаров "Аркос" начал всего около года тому назад. „Аркос" в настоящее время располагает своим собственным флотом из пяти судов с грузоподъемностью около трех тысяч тонн каждое (тонна около 60 п. ). Чтобы обеспечить суда от какой либо аварии и возможной встречи в Карском море с сильными льдинами, приобретен был ледокол "Александр", переименованный в "Ленин", считающийся одним из больших пароходов мира.

Условия работы.
В отличие от тоннажа, находящегося в Лондоне, нашему бедному речному транспорту в Сибири приходилось и приходятся преодолевать большие трудности. Тот краткий срок, которым можно располагать для экспорта и импорта, может еще сократиться, если закапризничает погода. Срок, требуемый для выполнения этой операции по товарообмену, таков: судам надо до "Бухты Находка" идти около 3-х недель и до "Нового Порта* требуется еще 12 часов, но уже при незначительном ветре переход этот с нашими утлыми судами является громадным риском.
На обратный путь вверх по течению р. Оби, при благоприятных условиях, не менее 6-ти недель, плюс работа по нагрузке импорта в "Новом Порту", на которую расчитано 16 дней, если работать круглые сутки в тихую погоду.

Открытие "Нового Порта"
В настоящий операционный год на Карскую товарообменную экспедицию выпала почетная и трудная задача — закрепить открытие "Нового Порта" и водрузить на дальнем севере, в тундре Обской губы, красное знамя, подаренное ВЦИК работникам "Комсеверпуть" за самоотверженную работу и преданность делу республики. Говоря об этом факте, я не могу умолчать о двух крупных фигурах, стоящих во главе Комсеверпути вложивших в него свои силы и знания, трудам которых мы обязаны открытию нового порта, это - известный ученый мореплаватель т. Шольц и старый моряк т. Осипов. Историческое событие водружения "Красного знамени" отпраздновано со всею торжественностью и сопровождалось кинематографическими снимками, снятыми прибывшими из Англия представителями "Аркос".
Открытие "Нового Порта" и его юридическое закрепление за РСФСР, совпавшее с моментом перехода Владивостока к ДВР, еще раз подчеркивает нашу мощь в международном положения. Мы имеем не замерзающий порт на Дальнем Востоке и второй, самый кратчайший и дешевый по переброске и доставке импорта из за границы "Новый Порт".

Крупная победа.
Задание, порученное экспедиции, выполнено удовлетворительно, что зафиксировано было прощальными словами, сказанными представителем Сибдальвнешторга т. Опариным в г. Омске при окончании, перегрузочных работ. Идея превращения Северно-Ледовитого океана в торговый путь, существовавшая при царизме, Советскою властью воплощена реально в жизнь.
Красное знамя, которое реет в "Новом Порту", является лучшим для этого доказательством. Препятствия и трудности, в условиях которых приходилось работать, были слишком велики. Старый, неотремонтированный хорошо для дальнего плавания флот был окончательно потрепан циклоном в 10 1/2 балл, небывавшим на севере с такой силой почти около 12-ти лет.
Работа, проделанная сотрудниками Карской экспедиции, колоссальна, несмотря на те нежелательные дефекты, которые частью имели место, все-таки нужно отдать справедливость в отношении незаметных, маленьких тружеников транспортвода, самоотверженно борющихся со стихией. Подчас с негодными для этой борьбы средствами, они выполняют свои обязанности. Завоевание Северного Ледовитого океана, превращение его в доступный и пригодный путь, связывающий Сов. Россию с Западной Европой, становит нас мощной единицей на мировом рынке и укрепляет наше могущество в международном отношении.

Л. Гент.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 23 Декабрь 2015 21:12

 Советская Сибирь%2C 1922%2C № 292 %281922-12-24%29 КАРСКАЯ ЭКСП-Я.jpg
Советская Сибирь, 1922, № 292, 24 декабря.

Карская экспедиция


ОТ РЕДАКЦИИ

Карская экспедиция, после проделанной кампании в минувшую навигацию вызвала не малые толки в среде самих разнообразных учреждений всех ведомств и компетенций. Упорно говорили о провале экспедиции. Раздавались и раздаются голоса, скептически оценивающие целесообразность карских экспедиций вообще, готовые оспаривать какое-либо значение их в хозяйственно-экономической жизни Сибири, наконец, вовсе не признающие политического значения для Советской республики товарообменных операций с заграничными рынками, проводимых пока экспедиционным порядком чеpeз Северный морской путь. Неделю назад, вопрос о дальнейшем существовании Карских экспедиций, как постоянного предприятия был предметом разрешения в Cибирском революционном комитете. И здесь, в продолжительных прениях по этому вопросу, ярко и сильно столкнулись выражения всех существующих по нему взглядов и мнений. Ниже мы печатаем решение Сиб. револ. комитета, в конце этих дебатов принятое. Но мы считаем не лишним подойти к освещению этого вопроса с несколько большей полнотой, нежели принятое постановление. Поэтому в настоящем номере мы уделяем Карской экспедиции довольно обширное место и даем высказаться представителям различных мнений.


Директор "Аркоса" о Карской экспедиции 1922 года
(выдержка из доклада Наркомвнешторгу директора-распорядителя Аркоса)

.. «Мы еще не имели возможности распределить привезенный товар по маркам и установить ценность того или иного разряда сырья. Общее впечатление, полученное при беглом осмотре товара, скорее хорошее. Товар более свежий, лучше подобранный, чем в прошлом году и вообще замечается, что к нему относились с большой заботливостью там на местах, в Сибири. В частности производят хорошее впечатление шкуры, волос, которые по наблюдавшимся образцам совсем хорошего качества.
Несмотря на все мелкие и крупные упущения, мы должны сказать, что в общем экспедиция прошла удачно и было сделано все, что было в пределах возможностей. Здесь получено всего 340 тыс. пудов сырья.
Удачный исход экспедиции в Карское море возбудил в Англии еще более живой интерес к Сибири и ее богатствам и это окажет значительную поддержку в будущем как для организации будущих экспедиций, так вообще для развитие экспортного дела в Сибири»...
Эго официальное свидетельство главы торгующей с нами крупной английской торговой фирмы, лучше всего разбивает для чего-то пущенные и и подхваченные басни о якобы подмоченном и никуда не годном сырье, привезенном в Англию и т. д.


Что было вывезено и что привезено в 1922 г.

В нынешнем году участвовали в экспедиции своими товарами — сибдальвнешторг, сибторг и СОЦ. Всего отравлено экспорта 354 тыс. пуд. Из них главную массу составляло кожсырье в количестве 26З тыс. пуд, далее шел волос и шерсть — 55 тыс. пуд., затем лен — 24 тыс. пуд, асбест — 23 тыс. пуд, и остальной груз до 9 тыс. пуд. составляли: воск, перо, лексырье, пушнина, щетина и проч.
Импорта прибыло в круглых цифрах 508 тыс. пудов, среди них первое место занимают сельско-хозяйственные машины, затем идут металлы (олово, свинец, бабит, сталь и железо), шпагат, дубильный экстракт, жиры, инструменты, ружья и др. товары.


Аркос о Карской экспедиции

Вместе с карскими грузами в сентябре-октябре с. г. к нам пришел другой необычный груз из Англии — литература.
Дальновидные англичане вместе с гарпиусом, кокосовым маслом и техническими приборами послали нам специальный выпуск "коммерческого бюллетеня", посвященный Карским экспедициям 1921 и 1922 г.
Прекрасное издание четкий шрифт, отчетливо ясные фотографии и ряд коммерческих объявлений и даже предупредительно отпечатанная на внутренней стороне обложки таблица английских и русских мер и весов...
Видимо не совсем уверены, что мы их еще не забыли...
Но дело не в этом.. "Гвоздь" специального номера, посвященного "Карской экспедиции 1922 г. ", в признании роли и значения Сибири на мировом рынке, которое сквозит между строк и вырывается в официальных полупризнаниях.
Что такое "Аркос"? Об этом трактует нам первая статья. Аркос— это английское акционерное общество под названием "Всероссийское акционерное кооперативное общество". Соединение начальных букв даст слово "Аркос", ставшее официальным названием об-ва.
За 2 года существования "Аркосом“ закуплено для России и послано товаров на сумму свыше 16. 000. 000 фунтов стерл. За это же время им продано вывезенных из России товаров на сумму около 2 1/2 миллионов фунтов стерлингов.
Как-бы введением, иллюстрирующим трудности Карской экспедиции и делающим честь поступательным начинаниям человекa по преодолению суровой нужды севера, служит исторический эскиз — "Полярныe экспедиции", с прекрасным снимком "Летний день в Карском море" (из фильмы экспедиции).
Далее идет очерк "Карская экспедиция 1921 г. ", где рисуются подготовительные работы по экспедиции, как она протекала и ее результаты.
Автор-директор "Аркоса", Г. А. Соломин излагает, что первая экспедиция прошла благополучно.
Перевертываете страницу, другую бегло просматриваете спецификацию, товаров купленных и отправленных с Карской экспедицией 1921 года, и ваше внимание привлекает заголовок — "Вниманию сибирских заказчиков".
Здесь с чисто английской последовательностью рисуется, какие условия надо соблюдать при заказах земледельческих машин, охотничьих принадлежностей, тканей, мелочного товара, ниток, иголок и т. д.
Любопытны и заслуживают внимания положения Г. Джекобса, что вторая Карская экспедиция будет последней, что "на смену экспедиционному способу доставки грузов создается постоянное коммерческое предприятие для экспорта товаров из Сибири, через Карское море и для импорта"..
Коммерческий успех такого предприятия автор видит в следующем: 1) "Мы должны высылать в Сибирь только то, что ей нужно и только в такое время, когда она находит это нужным"... 2) "Сибирь должна посылать нам то, что она добывает и в таком виде, как мы это находим нужным, согласно требованиям мирового рынка"...
Вывод из статьи: "Аркос" обладает преимуществами, которые сибирские деловые сферы могут извлечь из нашей организации в полной мере только в том случае, если мы будем находить в них деятельную поддержку.
Следующая статья г. Кершнер. "О закупочных данных для Карских экспедиций": учитывается опыт прошлых экспедиций, трактуется о том, что на закупочные операции необходимо иметь срок не менее 2 1/2 — 3 месяцев и какие предметы выгоднее приобретать в Англии и Германии.
Вывод: в Англию следует передавать заказы на цветные металлы, сплавы и изделия из них, на высокосортную и инструментальную сталь, на ответственные стальные инструменты, на высокосортные кожаные, хлопчатобумажные ремни, канат, на кровельoe железо, белую глянцевую и матовую жесть, на оцинкованное железо, на горный раскалывающий и долбящий инструмент и т. д. Все же другие предметы: трубы, железо, клещи, плоскогубцы, oстрогубцы, молотки, отвесы, ватерпасы, плотничий и столярный инструмент, стеклянную бумагу и проч. следует закупать в Германии, или других странах с устойчивой валютой и хорошим производством.
Нe имея возможности за недостатком места останавливаться на материалах журнала, отметим перечень статей: "Слюда", "Новый пресс для выжимки масла из семян", "Выбор и снаряжение тоннажа для Карских экспедиций" — статья имеет несомненно большой практические интереc, "К вопросу о сортировке и упаковке "сырьевых материалов" -сведения безусловно важные и ценные.
В журнале помещен ряд статей на чисто сибирские темы: "Западная Сибирь и морской путь в Англию" - где выясняется значение пути при эксплоатации природных богатств Сибири, "Снабжение Сибири с. х. инвентарем" — где утверждается, что сибирская потребность может быть удовлетворена заграницей. Статьи слабые, недостаточно охватывающие вопрос. Завершением им служат статья "К вопросу о сообщении Сибири с остальным миром". Здесь проводился мысль о том, что Карское море не решает удовлетворительно вопроса о сибирском экспорте и импорте и что приблизить к этому решению могла бы постройка железной дороги примерно от г. Обдорска до одной из бухт Ледовитого океана.
Статьи журнала не блещут глубиною содержания. Часть их, видимо, писалась наспех. Но факт появления их в лондонской печати следует отметить, как положительное завоевание в пользу наших будущих сношений с заграницей.
В. Б.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 25 Декабрь 2015 19:53

Советская Сибирь, 1922, № 292, 24 декабря.

 Советская Сибирь%2C 1922%2C № 292 %281922-12-24%29 КЭ и Сибирь.jpg
Карская экспедиция и Сибирь
(Беседа с зампредседателем Сибревкома, т. Брыковым).

Значение экспедиции для Сибири.

— Наши сибирские товарообменные экспедиции, совершаемые северным морским путем, имеют огромное значение, прежде всего именно в хозяйственной жизни Cибири. Это не только мое глубокое убеждение, - это здравый учет реального положения, из которого всякий разумный и целесообразный с государственной точки зрения выход должен быть только приветствуем.
Если Европейская Россия по многим причинам до сих пор не имеет правильно налаженных торговых сношений с заграницей, то у нас, в Сибири... Примите во внимание эту колоссальную отдаленность сибирской территории от всяких (морских и сухопутных) границ, расстройство железнодорожного транспорта, дальность портов, удобных для торговых сношений. (Балтийского и Черноморского), и ясной станет полная хозяйственная оторванность нашей окраины от промышленных центров, без которых жить нам пока, по крайней мере, чрезвычайно трудно. С самого начала империалистической войны Сибирь была оторвана от этих промышленных центров. Остановилось снабжение нашей промышленности всеми нужными нам материалами и оборудованием, а главное — особенно тяжело чувствовалось полное прекращение в снабжении сельско-хозяйственными орудиями. Между тем Сибирь, как страна сельскохозяйственная по преимуществу, в этих-то орудиях ощущала особенно острый недостаток.
Карские экспедиции из всего привозимогo к нам импорта наибольший процент давали именно сельско-хоз. орудий. Благодаря им наши крестьянские хозяйства в значительной мере освежались и пополнялись этими орудиями вот уже четвертый год.
Нe меньшее значение имеют экспедиции и в смысле эксплоатации природных богатств. Наши колоссальные лесные богатства остаются почти нетронутыми. Они эксплоатируются на 2 — 3 процента. И здесь опять та же причина — наш транспорт, отсутствие развитой железнодорожной сети, дороговизна перевозок. Лесные материалы не выдерживают существующих фрахтов. При упрочении наших сношений северным морским путем, оживляющиеся речные системы открывают богатые перспективы разработки почти нетронутых лесных массивов по Оби и Енисею.
Нельзя обойти молчанием также и горных богатств Сибири, особенно дальнего Севера, которые до сих пор почти не знают эксплоатации по тем же причинам — отсутствие путей сообщения. А между тем геологические исследования этого Севера говорят или об очень крупных залежах каменного угля (Норильские угли), графита, слюды, свинца, меди, цинка. Но до тех пор, пока не будут созданы условия, хозяйственно выгодные, к их вывозу на внешние рынки, эти огромные богатства являются для нас втуне зарытым кладом. В здесь также проложение путей по главным речным бассейнам и затем через Северный Ледовитый океан в промышленные страны Запада открывает новую страницу экономического развития Сибири.
Kак показательный пример в этом отношении, можно отметить, что уже в 1921 г. Карской экспедицией было вывезено до 70 тыс. пуд. графита, добытого на нашем Севере.

Немного цифр.

— Продолжая эти цифры ввоза и вывоза товаров через Карскую экспедицию за время ее короткого существования, мы нарисуем картину товарообменных операций за четыре последних года. При этом не следует забывать, что за это время пути только искались, связи только налаживались и вообще дело велось ощупью и наугад. Тем не менее уже в 1919 году (1-ая экспедиция) было ввезено 160 т. п., а вывезено заграницу 247 тыс. пуд, в 1920 г. не ввезено было ничего, вывезено 585 — тыс. п., в 1921 г. ввезено 542 тыс. п., вывезено 643 тыс. п., и, наконец, в минувшую навигацию 1922 года ввезено в круглых цифрах 508 тыс. п., вывезено 330 тыс. пуд.
Вывозились, гл. обр. предметы сел.-хоз. производства, кожа, щетина, шерсть, волос. В 21 г., как уже сказано, был вывезен графит. Ввозились преимущественно сел.-хоз. машины, затем металлы, в которых мы ощущали нужду, дубильный экстракт, инструменты и проч.

Как начиналась работа.

В начале когда проектировались наши сношения с заграницей северным морским путем и даже когда мы приступили к выполнению этих проектов, послав нашу первую экспедицию, в заграничных кругах и у нас не было уверенности в благополучном исходе этого смелого предприятия. Не верилось в возможность пройти Сев. Ледов. океаном из Лондона в Сибирь и обратно. Теперь четырехлетняя практика убедила нас в неосновательности прежних опасений. Каждый новый рейс укрепляет уверенность в правильности найденного пути, и мы все прочнее становимся на нем обоими ногами. Если товарообменные операции начались экспедиционным способом, то теперь мы приближаемся к установлению постоянных коммерческих рейсов. Будут созданы транспортные предприятия для специального обслуживания ввоза и вывоза товаров из Сибири через Карское море.
Уже теперь процент риска провоза товаров этим путем значительно упал. Эго обстоятельство учтено и заграничными фирмами, когда они страховые платежи с 12 проц., которые взыскивались в первые годы экспедиции, понизили до 3 проц. в 22 году.
Блестящие перспективы в хоз. -экономической жизни Сибири, которые открываются с развитием нормального действия сев. морского пути, были в достаточной степени оценены и Сибирским Peволюционным Комитетом. На одном из последних заседаний им была признана необходимость продолжать экспедицию и в 23 году, для чего выработана ориентировочная программa в 600 тыс. пуд. общего грузооборота.

Экспедиционные затруднения.

В данный момент затруднением в дальнейшей эксплоатации северо-морского водного пространства валяется прежде всего неимение подходящего флота полуморского типа. Надо сказать, что суда для экспедиции в минувшую навигацию были даны довольно таки истрепанные, не свободные от больших дефектов. Это обстоятельство и явилось причиной некоторых незначительных неудач, давших повод к столь многочисленным нападкам на нынешнюю экспедицию. Но что касается экспедиции 23 года, то в этом отношении как Сибревкомом, так и комитетом Сев. Мор. Пути принимаются меры к обновлению флота. Уже поднят вопрос о приобретении 2 пароходов и 4 лихтеров заграницей специально для плавания по сев. -морскому пути.
Недостатком экспедиции 22 года было еще одно важное обстоятельство — не было одного руководителя в этом деле. С одной стороны — ком. сев. мор. пути, с другой — начальник экспедиции, назначенный сибопсом. И это обстоятельство было также учтено Сибревкомом, когда он утверждал новый план экспедиции на 23 год. Было признано необходимым поручить это дело одному лицу, суда экспедиции передать ком. сев. мор. пути на арендных началах.

Ком. Сев. Мор. Пути.

Фактически руководителем экспедиций является, конечно, ком. сев. мор пути. Раньше это было учреждение, целиком состоявшее на госснабжении, но в конце 22 г. постановлением СТО он переведен на хозрасчет, с тем, чтобы в него входили хозяйственные органы Сибири. В связи с этим возник вопрос об акционировании сев. мор. пути. Главные хоз. органы, как Сибдальвнешторг, сибпромбюро, хлебопродукт и Центросоюз уже изъявили желание участвовать в этом предприятии. В настоящее время этот вопрос разрабатывается комитетом, будет выработан устав акционерного т-ва, который через Сибревком будет представлен в СТО для рассмотрения и утверждения.

Итоги экспедиции.

Что касается слухов о якобы неудачном исходе экспедиции 22 года, то я считаю их абсолютно ни на чем не основанными. Экспедиция не прошла по намеченному плану, в выполнении ее было много дефектов — это правильно. Так, напр., грузы в количестве 90 тысяч пуд. не дошли до Омска и принуждены были разгрузиться в Таре; товары предназначавшиеся в Новониколаевск, выгружены в Томске. Но из этого вовсе не значит, что экспедицию следует считать провалившейся.
Мы имеем в руках весьма показательный документ — копию доклада директора-распорядителя Аркоса Наркомвнешторгу. В докладе определенно констатируется, что в этом году сырье была доставлено в Англию гораздо лучшего качества, чем в предыдущие годы, что состояние и качество экспортируемых товаров свидетельствовали о большом внимании и любви к делу со стороны сибирских органов.

Радиофикация Сев. Мор. Пути

— В заключение мне oстается указать еще только на одно условие, которое обеспечивает в будущем развитие товарообменных операций северо-морским путем — сказал в конце беседы тов. Брыков — Я говорю о радиофикации сев. мор. пути. Уже в настоящее время имеется довольно густая сеть радиостанций в Карском море. У Карских ворот, у Югорского шара, на Маресали, на Диксоне, в Усть-Енисейском порту, в Дудинке, в Обдорске... На время товарообменных операций в 22 году ycтaнaвливались временные радио-cтaнции. Теперь я хотел бы отметить только заслуги перед сев. мор. путем, а, след., и перед всем нашим краем, одного человека — зам. председателя С. М. П., т. Шольца. Я надеюсь, что если бы было у нас побольше таких Шольцев, то дело давно было бы свободно от тех дефектов, которыми оно еще страдает и сев. мор. путь в очень близком будущем не на словах, а на деле стало бы той напряженно-пульсирующей артерией, по которой переливались бы товары, взаимно необходимые двум торгующим странам - Англии и России..
В. П.


От редакции
За недостатком места часть статей об экспедиции будет помещена в следующий раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение ББК-10 » 25 Декабрь 2015 19:58

Следующая статья: "Советская Сибирь", 1922, № 293, 26 декабря.
О Карской экспедиции 1923 года.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1922: Карская экспедиция

Сообщение И.И. Пузырьков » 06 Март 2018 09:59

К фото 141, 142, 143. В Государственном архиве Новосибирской области есть документ, в котором упоминается это знамя. ГАНО. Ф. Р. 271. Оп. 1. Д. 32. Описание «Нового порта» в Обской Губе, 1924. Л. 2об. «11 сентября 1922 г. состоялось открытие Нового порта с водружением на берегу около радиостанции Красного знамени, центрального Исполнительного комитета РСФСР, пожалованного работникам Севера.» На полях - приписка карандашом: «На знамени написано: «Знанию, энергии, самоотверженному труду горсти работников Комитета Сев. Морпути рабочих и экипажа Экспедиций Прологателям новых путей будущего Сибири». То есть Новый Порт на снимках из альбома - 1922 года.
И.И. Пузырьков
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 07 Январь 2018 22:51

Пред.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения