"Северный полюс-13"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Северный полюс-13"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Март 2010 21:00

http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/np/#np-13

Дрейфующая станция "Северный полюс-13" (первая смена)
Начальник Бузуев А.Я.

Станция открыта: 22 апреля 1964 г. 73°50' с.ш.; 166°00' з.д.
окончена смена: 31 марта 1965 г. 78°00' с.ш.; 187°20' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1967 г.


Личный состав:
Бузуев А.Я.- начальник
Белехов Д.Д.- врач
Морозов А.И.- механик
Дворак Н.П.- заврадио
Загорский В.А.- повар
Улитин В.И.- гидролог-астроном
Кизино Г.И.- метеоролог-актинометрист
Пузанов А.П.- аэролог
Ибрагимов Л.А.- аэролокаторщик
Струин О.А.- ионосферист
Костерин И.Н.- ионосферист
Петров И.И.- ионосферист
Попов И.К.- радиофизик
Гаврило В.П.- радиофизик
Григорьев А.И.- радиофизик
Черниговский Н.Т.- актинометрист
Глинский П.Н.- метеоролог-актинометрист
Шнеер В.С.- магнитолог
Поляков А.С.- радист
Лапин О.Э.- аэролог
Миненко А.И.- аэролог
Морозов Е.Е.- магнитолог
Денискин Н.А.- геофизик
Герасимов Е.А.- геофизик
Воронин В.А.- геофизик

Жилые и подсобные помещения:
домики (11).

Транспорт:
трактор Т-38 с волокушей из листовой стали.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 343 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'16 км/сут 740 км; суммарный дрейф со скоростью 6,7 км/сут 2233 км.
Размер льдины при открытии станции 8000х10 000 м по краям, в конце смены 6000х4000 м.
Завезено 195 т груза.
Принято 168 самолетов (ИЛ-14, ЛИ-2, вертолет МИ-4).
Всего на льдине побывало 45 человек.

Дрейфующая станция "Северный полюс-13" (вторая смена)
Начальник Дубовцев В.Ф.

Принята смена: 31 марта 1965 г. 78°00' с.ш.; 187°20' в.д.,
окончена смена: 15 апреля 1966 г. 82°10' с.ш.; 133°00' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1967 г
.

Личный состав:
Дубовцев В.Ф.- начальник
Артемьев Г.И.- метеоролог-актинометрист
Овчинников Л.Ф.- метеоролог-актинометрист
Мицкевич И.В.- метеоролог-актинометрист
Галкин Р.М.- магнитолог-астроном
Комаров А.П.- аэролог
Макурин Н.Б.- аэролог
Виноградов Е.Я.- аэролог
Демидов Е.Я.- аэролог-локаторщик
Беляев Б.М.- аэролог-локаторщик
Овсянников В.Л.- ионосферист
Селиванов А.П.- ионосферист
Иванов Б.И.- ионосферист
Дубко О.Д.- гидролог
Лебедев Г.А.- радиофизик
Поляков А.П.- радиофизик
Федоринчик Л.А.- радиофизик
Романов В.Н.- радиофизик
Пронин И.И.- механик
Грызилов Л.В.- механик
Терентьев В.И.- заврадио
Лебедев А.А.- радиотехник
Данилевский В.И.- врач
Боровский Н.С.- механик
Коршунов М.П.- механик
Суриков Б.П.- повар
Барданов Н.В.- электромеханик

Жилые и подсобные помещения:
жилые домики (11).

Транспорт:
трактор Т-38 с бульдозерным устройством; волокуша тракторная; гладилка аэродромная.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 380 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'06 км/сут 780 км; суммарный дрейф со скоростью 4,74 км/сут 1800 км.
Размер льдины в начале смены 6000х4000 м' в конце смены 1300х800 м. 9 мая 1965 г. лед на территории лагеря дал трещину, лагерь перебазировался на новое место на этой же льдине. В декабре большие подвижки и разломы.
Завезено 288 т груза.
Принято 190 самолетов (ИЛ-14, АН-2,ЛИ-2 ).
Всего на льдине побывало 69 человек.

Дрейфующая станция "Северный полюс-13" (третья смена)
С апреля по ноябрь начальник Назинцев Ю.Л., с ноября по апрель начальник Сидоров В.С.

Принята смена: 15 апреля 1966 г. 82°10' с.ш.; 133°00' в.д.
станция закрыта: 17 апреля 1967 г. 87°52' с.ш.; 02°00' з.д.


Личный состав:
Назинцев Ю.Л.- начальник (с апреля по ноябрь)
Сидоров В.С.- начальник (с ноября по апрель)
Меньшов Ю.А.- метеоролог-актинометрист
Корженевский И.А.- аэролог
Напойкин Ю.И.- аэролог
Баргман Л.С.- врач
Карелин И.Д.- океанолог-астроном
Николаев С.Е.- ледоисследователь
Струин Ю.А.- ионосферист
Петров О.А.- геофизик
Иванов В.П.- магнитолог-астроном
Минин Р.Г.- заврадио
Богомолов А.А.- радиотехник
Липаткин Е.В.- повар
Усов В.Б.- метеоролог-актинометрист
Руденя Г.К.- ледоисследователь
Бондаренко В.Ф.- локаторщик
Никитин Б.П.- ионосферист
Прокопьев В.Е.- механик
Барданов Н.В.- механик
Лебедев Г.А.- гидрофизик
Поляков А.П.- гидрофизик
Суслов Ю.Н- гидрофизик
Лобанов Н.И.- гидрофизик
Зуев В.А.- локаторщик
Быков А.Ф.- механик
Пронин И.И.- гидрофизик
Романов В.П.- гидрофизик
Зорин И.А. - экипаж самолета АН-2
Панов В.Д. - экипаж самолета АН-2
Рейхштадт Ю.В - экипаж самолета АН-2
Павлов В.Г. - экипаж самолета АН-2
Москалец В.И. - экипаж самолета АН-2

Жилые и подсобные помещения:
жилые домики (9).

Транспорт:
трактор Т-38.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 367 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'85 км/сут 1045 км; суммарный дрейф со скоростью 5,1 км/сут 1886 км.
25 сентября лед на территории лагеря дал большие трещины, размер льдины в начале смены 250х200м' в октябре станцию перенесли на льдину бывшей "СП-13ф".
Завезено 130 т груза.
Принято 130 самолетов (ИЛ-14, АН-2, АН-12).
Всего на льдине побывало 52 человека.

Дрейфующая станция "Северный полюс-13Ф"
Начальник Сидоров В.С.

Станция открыта: 3 апреля 1965 г. 78°02' с.ш.; 166°33' в.д.
станция закрыта: 14 октября 1966 г. 87°50' с.ш.; 133°01' в.д.


Личный состав:
Сидоров В.С.- начальник
Бушуев А.В.- ледоисследователь
Лощилов В.С.- океанолог
Совалков Л.И.- океанолог
Морозов П.Т.- океанолог
Боровский Н.С.- механик
Барданов П.В.- механик
Дедушкин Н.А.- океанолог
Сорокин П.В.- заврадио
Мицкевич В.И.- метеоролог
Кокоулин В.И.- метеоролог
Гайцхоки Б.Я.- радиофизик
Тихонов Ю.П.- радиофизик
Пронин И.И.- радиофизик
Шалыгин А.М.- радиофизик
Григорьев А.М.- радиофизик
Хохлов Г.П.- радиофизик
Канаки Б.В.- радиофизик
Группа Афанасьева В.П. и экипаж самолета АН-2

Жилые и подсобные помещения:
домики ПДКО (16).

Транспорт:
трактор Т-38.

Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 559 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'74 км/сут 1390 км; суммарный дрейф со скоростью 6,32 км/сут 3412 км.
Размер льдины при открытии станции 4000х3000 м' при закрытии 1600х1400 м.
Завезено 931 т груза.
Принято 583 самолета (ИЛ-14, АН-2, вертолет МИ-4).
Всего на льдине побывало 80 человек.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Северный полюс-13"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Март 2010 21:16

Вадим Лебедев. «Аэроград Жуковский»
Арктические истории

 СП-13 semenov.jpg
Владимир Михайлович Семенов родился в 1937 году в Москве. С самого детства он не представлял своей жизни без авиации. Учась в школе, занимался в аэроклубе. Затем ему предложили пойти в Калужскую центральную планерную школу ДОСААФ, готовившую инструкторов-летчиков для аэроклубов. После окончания школы Владимир Семенов более года проработал в Егорьевском аэроклубе. Потом ему захотелось «романтики», и он отправился на Север, в Коми АССР, где в г. Ухте формировался новый авиаотряд. Вскоре 22-летний Владимир Семенов был назначен командиром звена вертолетов Ми-1. Через 4 года он перешел на работу в полярную авиацию. В качестве пилота вертолета ходил на ледовую разведку, выполнял полеты с палубы ледоколов. Дрейфовал на льдине. Шесть раз принимал участие в высокоширотных воздушных экспедициях на Северный полюс. В общей сложности Владимир Михайлович пролетал в Арктике 16 лет (налет - без малого 9000 часов)...
После окончания школы летчиков-испытателей Владимир Михайлович Семенов 18 лет проработал в ЛИИ. Он летал на всех типах вертолетов, которые испытывались в ЛИИ, принимал участие в совместных испытаниях на ОКБ Миля, Камова. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1990 г. получил звание Заслуженный летчик - испытатель СССР.
Мы публикуем воспоминания Владимира Михайловича об «арктическом» периоде его работы.

Морж
В 1965 г. около девяти месяцев я жил на станции «Северный полюс-13», на льдине, которая дрейфовала в Северном Ледовитом океане. Я был командиром экипажа вертолета Ми-4. По заданию НИИ геологии Арктики мы на несколько суток улетали в определенном направлении, через каждые 50 км делали посадки и производили подводные взрывы. На каждой точке мощность заряда увеличивалась. В момент нажатия кнопки взрывной машинки подавался радиосигнал, который принимался на станции, а затем рассчитывалась длительность прихода подводной волны.
Взяв на борт более тонны взрывчатки, мы в очередной раз вылетели в океан. Машина была старого образца, без автопилота. Экипаж-командир, штурман, бортмеханик и бортрадист. Все шло нормально, по плану, и на четвертые сутки мы оказались в пятистах километрах от станции в районе пика Ломоносова - подводного хребта, который является продолжением островов Новой Земли.
Когда дрейфующий многолетний лед Северного Ледовитого океана проходит отроги этого подводного хребта, происходят крошение и ломка льдин. Летом здесь все равно стоит мороз, но проникающая солнечная радиация очень высокая, все тает. Ледовитый океан в это время года превращается в огромную лужу, сквозь которую кое-где с трудом просматривается лед.
Мы нашли подходящий кусок льдины, приземлились. Стали устанавливать заряд 150 кг тротиловых шашек. Лед весь поломанный, идти приходилось чуть ли не по пояс в ледяной воде.
Устанавливая провода, я довольно далеко отошел от вертолета. Сделал очередной шаг и вдруг почувствовал, что под ногами нет опоры... Когда через несколько секунд я очухался, то понял, что нахожусь под водой. Температура поверхностного слоя воды - 4 градуса. Я почувствовал, что тело мое сжалось, от него остались лишь ребра да кости, между которыми ничего нет, все остальное - жуткая ледяная вода.
Раньше я слышал о том, как один полярник провалился под лед. Когда его спрашивали, как же он выплыл, он отвечал, что открыл под водой глаза, увидел сверху какой-то просвет и поплыл к нему. Также сделал и я, хотя открывать глаза в ледяной воде довольно трудно. Я увидел, что меня уже метра на два затянуло под лед. Толщина льда - метров пять. Необыкновенное ощущение - отовсюду идет какой-то фосфоресцирующий зеленый свет. Я поплыл на просвет, вынырнул, долго выбирался на льдину - мешало сильное течение. Наконец, выбрался, но на противоположный кусок льдины, не на тот, на котором остался вертолет. Прямо на глазах трещина увеличивается, вертолет уплывает... Температура воздуха - минус 14, ветер - 20 метров в секунду, и я, как генерал Карбышев, быстро превращаюсь в ледяную глыбу Попытался перепрыгнуть через трещину и снова попал в ледяную воду... Сколько времени я там находился - не помню, но все-таки каким-то чудом вылез. С трудом добираюсь до вертолета. Меня увидел бортмеханик, Иван Крючков:
- Володя, где ты так долго был?
- Провалился в трещину, под лед... - Ну, иди тогда посушись...
Чтобы я не заболел, механик нацедил из противообледенительной системы полную кружку чистого спирта. Я отказывался, но он меня все же убедил. Никогда не думал, что кружку спирта можно выпить как воду, - просто булькает какая-то жидкость. И только потом все внутри заполыхало, как будто развели костер...
После этого я залез в пилотскую кабину и сразу же заснул. Мне показалось, что только я сомкнул глаза, как тут же почувствовал, что меня кто-то сильно трясет. А я никак не могу прийти в себя. С трудом открываю осоловевшие глаза и вижу, что запущен двигатель, включена трансмиссия, все готово к взлету. Стоит страшный грохот, перебивающий шум мотора. А в ухо мне кричат: «Володя, ради Бога, взлети хоть как-нибудь!» Прямо перед вертолетом выпирает огромная льдина высотой метров семь и уже нависает над нами - лед ломается, проходя через пороги подводного хребта. И вот-вот эта глыба должна рухнуть на нас... Второго пилота в нашем экипаже не было. А я все еще не могу очухаться и понять, что от меня хотят... В конечном итоге они меня все-таки убедили, что нужно взлетать. Кое-как мы поднялись в воздух. Потом я сказал: «Мужики, вы как хотите, но летите сами, а я посплю. Разбудите, когда подлетим к станции». Летели мы более трех часов. Почти все это время я проспал.


Официальный Сайт КЛУБА ГЕРОЕВ ГОРОДА ЖУКОВСКОГО
© 2005-2009 Все права защишены.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Северный полюс-13"

Сообщение account-1071 » 22 Ноябрь 2010 21:32

Здравствуйте!

Приятно увидеть, что освоение Арктики еще кого-то интересует, хотя бы с историко-филателистической точки зрения. Спасибо.

 book-kogdato-v-Arktike.jpg
Мой папа, Седов Александр Александрович, Почетный полярник (знак № 5тысяч с чем-то, точно не помню), участник дрейфов на СП-13, СП-15. СП-18, 22А и развертывания береговой станции "Омега" в бухте Нагурская, ЗФИ. Работал в Акустическом Институте им. академика Андреева АН СССР. Он один из тех, кто в справке по СП-13 назван просто "Группа В.П. Афанасьева"
Недавно вышла книжка - воспоминания полярников АКИН, изданная на средства одного из них, ставшего предпринимателем.

С уважением,
Борис Skwoznyachok Седов
account-1071
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Северный полюс-13"

Сообщение SVF » 14 Октябрь 2016 13:28

Из архива А.Я. Бузуева (ААНИИ)
Коллектив СП-13. День открытия станции 1V 1964 г.:
 сканирование0005.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4428
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения